Слайд 1Урок литературы
по роману
Чингиза Айтматова
"Плаха"
Слайд 2«Пла́ха» — роман киргизского cоветского писателя Чингиза Айтматова, изданный впервые
в 1986 году в журнале Новый мир. Роман рассказывает о
судьбах двух людей — Авдия Каллистратова и Бостона Уркунчиева, судьбы которых связаны с образом волчицы Акбары, связующей нитью книги.
Слайд 3Чинги́з Тореку́лович Айтма́тов (кирг. Чыңгыз Төрөкулович Айтматов; 12 декабря 1928,
село Шекер, Киргизия — 10 июня 2008, Нюрнберг, Германия) —
киргизский писатель, писавший на киргизском и русском языках, народный писатель Киргизской СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1978).[1] Член КПСС с 1959 года.
Слайд 5
Талас - это маленький известный город, расположенный в долине с
одноименным названием. Таласская долина отрезана цепью гор от всех остальных
областей Кыргызстана, и самый удобный маршрут проходит через Казахстан, но при этом необходимо получить визу. Однако возможно достичь долины через перевал Тео -Ашуу, свернув на север с главной дороги Бишкек- Ош, после пересечения Суусамырской долины. Талас известен как Земля Манаса, считается, что именно здесь вТаласе находиться место рождения легендарного героя.
Слайд 8На встрече с читателями в Санкт-Петербурге (2007)
Слайд 9
Герои
первой и второй частей:
Петруха — один из двух «подельников» Авдия,
участвовавших всборе наркотиков.
Ленька — второй, и самый молодой из наркоперевозчиков.
Гришан
— главарь банды, прототип «антихриста» у Ч. Айтматова.
Обер-Кандалов —руководитель охоты на сайгаков,главарь людей, которые распнут Авдия.
Инга Фёдоровна — единственная любовь Авдия.
Третьей части:
Бостон Уркунчиев — передовик производства, рассматриваемый многими соседями как кулак,считавшийся «человеком принципиальным, неподкупным».
Кочкорбаев — парторг.
Сюжет и структура романа
Роман разделён на
три части, первые две из которых описывают жизнь Авдия Каллистратова, рано потерявшего мать и воспитанного своим отцом — дьяконом. Поступив в семинарию и столкнувшись с непониманием многими священниками вопроса о развитии идеи Бога и церкви, он задаётся вопросом, на который ответ так и не находит.
Давая оценку этому поступку, Ч. Айтматов пишет о том, что сами мысли и есть форма развития, единственный путь к существованию таких идей .
После ухода из семинарии Авдий устраивается работать в издательство и для написания статьи едет в Моюнкумскую пустыню, чтобы описать развитую там наркоторговлю. Уже в пути он знакомится со своими «попутчиками» — Петрухой и Ленькой. Долго разговаривая с ними, Авдий Каллистратов приходит к выводу, что не эти люди виноваты в том, что нарушают правила, а система:
Слайд 11
«И чем больше вникал он в эти печальные
истории, тем больше убеждался, что все это напоминало некое подводное
течение при обманчивом спокойствии поверхности житейского моря и что, помимо частных и личных причин, порождающих склонность к пороку, существуют общественные причины, допускающие возможность возникновения этого рода болезней молодежи. Причины эти на первый взгляд было трудно уловить — они напоминали сообщающиеся кровеносные сосуды, которые разносят болезнь по всему организму. Сколько ни вдавайся в эти причины на личном уровне, толку от этого мало, если не вовсе никакого. »
Слайд 12
Прибыв на поле для сбора конопли, Авдий встречается
с волчицей Акбарой, образ которой является связующей нитью всего романа.
Несмотря на возможность убить человека, Акбара не делает этого. После встречи с Гришаном, в вагоне поезда, Авдий призывает всех покаяться и выбросить мешки с наркотиками, но его избивают и выкидывают из поезда. Случайно встретив бывших «товарищей» арестованных за провоз наркотиков, он пытается помочь им, но они не признают его за своего. Затем Авдий возвращается в Москву и только по приглашению Инги Фёдоровны снова возвращается в Моюнкумскую пустынь, где принимает предложение Обер-Кандалова «поохотиться».
Последние часы Авдия мучительны — не стерпев убийства множества животных «для плана», он пытается помешать бойне, и пьяные наниматели распинают его на саксауле. Последними словами Авдия, обращёнными к Акбаре, будут: «Ты пришла…»
Слайд 14
Третья часть описывает жизнь Бостона, живущего в трудный
период перехода социалистической собственности в частную. Повествование начинается с того,
как местный пьяница крадёт детёнышей волчицы Акбары и, несмотря на все уговоры, продаёт их за выпивку. В этом повествовании рассказывается о несправедливости, которая царила в то время в этих местах. Тяжёлые отношения складываются у Бостона с местным парторгом. Трагически оканчивается судьба Бостона — он случайно убивает собственного сына
Слайд 16Волки для тюрков – тотемные животные. И сами имена их:
Акбара – “великая”, Ташчайнар – “переламывающий камни” – означают силу,
уничтожающую все перед собой.
Слайд 19«Проблема с наркотиками в стране – это настоящая катастрофа»
Слайд 21Н. Н. Ге
«Что есть истина?» Христос и Пилат, 1890
Холст, масло.
233×171 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 22Картина написана на известный евангельский сюжет. Она изображает эпизод суда
прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом, обвинявшемся в покушении
на захват власти в Иудее. Название картины («Что есть истина?») представляет собой цитату из Евангелия от Иоанна (Ин. 18:38).
Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский? […]
Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.
Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.
Евангелие от Иоанна. 18: 33, 36—38
Слайд 23Проблемы добра и зла, свободы и несвободы человеческого духа, а
также отношение его с обществом актуальны для любой эпохи и
даже связаны друг с другом неразрывной нитью.