Слайд 1Урок-презентация Цивилизация и родовые устои в произведении
М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Слайд 2Смысл поэмы « свидетельствует о состоянии духа поэта, недовольного современной
действительностью и перенесшегося от нее в далекое прошлое , чтоб
там искать жизни, которой он не видит в настоящем». В.Г Белинский
Слайд 3
Печально я гляжу на наше поколенье…
М. Ю.
Лермонтов
Слайд 4Цели урока:
1.Углубить понимание идейно-художественного смысла поэмы «Песня про купца Калашникова…»
2.Выработка умений работать с текстом художественного произведения. 3.Воспитание нравственных качеств.
Слайд 5Выявление восприятия.
1.К событиям какого времени обращает читателей М.Ю.Лермонтов?
2.Перечислите главных героев произведения. 3.Кто из героев произведения вам больше всех понравился и почему?
Слайд 6Адрес лермонтовской поэмы
Адрес лермонтовской поэмы – «нынешнее племя», хотя в
тексте «Песни…»нет прямых указаний. Скорее всего «Песня…» задумана как прямая
антитеза негероическому племени , а поведение Калашникова-как действенный пример для современного поэту поколения.
Слайд 7В чем заключается философский смысл истории средневековья?
Заключается прежде всего в
том , что истоки, мятежного начала и личного достоинства отнесены
к тому времени , когда Россия еще не встала на путь европейской цивилизации.
Слайд 8Каковы национальные устои эпохи Ивана Грозного?
«То за трапезой сидит во
златом венце…» Царь- блюститель установленного
и освещенного веками закона жизни.
Слайд 9Иван Васильевич и Кирибеевич
Пригорюневшемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и
развивает перед ним обычную картину сватовства : «Ну, мой верный
слуга! Я твоей беде , твоему горю пособить постараюся» .
Слайд 10О чем свидетельствует перенесение конфликта в частный быт?
Само перенесение конфликта
в частный быт символизирует прочность устоев, вошедших в плоть и
в кровь народа , в его сознание.
Слайд 11Народность христианского закона
Подобно тому как царь блюдет закон во всей
земле, Степан Парамонович -в своей семье , в своем доме.
Слайд 12Царь и христианский закон
Какие масштабы приобретает оскорбление, нанесенное Кирибеевичем Калашникову?
Слайд 13Какова частная жизнь Степана Калашникова?
-Опустел широкий гостиный двор…
--Не встречает его молода
жена…
Слайд 14Время Грозного период ломки родовых связей
Докажите эту точку зрения.
«Уж гуляла ты ,пировала ты, чай с сынками , все боярскими…»
Слайд 15На чем основаны родовые и социальные связи?
-Что вы знаете о
Кирибеевиче?
_Что вы знаете о Калашникове? Родовые связи основаны на уважении к личности ,к обычаю ,к народному сознанию. Социальные –на попрании достоинства другого , на личном произволе….
Слайд 16Какова роль социальных отношений в поэме «Песня про купца..?»
Социальные отношения
извращают подлинную природу людей…
Слайд 17Назовите защитников народных обычаев и христианского закона
Слайд 18Что делает Калашникова эпическим героем?
Слайд 19Какова роль пейзажа в поэме?
«Над Москвой великой , златоглавой…»
Слайд 20Личная честь и народная правда
Степан Калашников перед лицом Ивана Грозного
защищает личную честь , совместившуюся с народной правдой.
Потешный бой оборачивается убийством.
Слайд 21«Я убил его вольной волею…»
Осознавая расхождение царской воли с народной
правдой , Степан Парамонович отказывается сообщить царю причины своего поступка.
Слайд 22«И всему народу христианскому слава!»
На страницах поэмы Лермонтов отразил на
историческом материале эпохи Ивана Грозного идею разлада царской власти с
народными интересами.
Слайд 23Домашнее задание;
Написать сочинение на одну из тем:
1.«Печально я гляжу на наше
поколенье…» 2.Образы Ивана Грозного, опричника Кирибеевича,купца Калашникова в поэме «Песня про купца Калашникова…» 3.Фольклорные мотивы в «Песне…» 4.Роль пейзажа в поэме «Песня про купца Калашникова…»