Слайд 1Тема Родины в творчестве
А.А. Блока
Выполнила ученица 11 «А» класса
Бородина Алина
Слайд 2 «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.
Все
ярче осознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый
реальный…»
А.А. Блок. Из письма к К.С. Станиславскому.
Слайд 3А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных
перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в
конце 90-х годов ХIХ столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания.
Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.
Слайд 4Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и
грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъема и
поражения первой русской революции. Блок создал лирический образ многоликой России: В июле 1905 года было написано стихотворение «Осенняя воля» в котором Россия показана как могучая и свободная стихия:
Слайд 5Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И
вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
Слайд 6В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности и бунта
(красота России — «разбойная краса», «звенит тоской острожной глухая песня
ямщика»). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной и колдовской землей:
Слайд 7Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и
за дремотой тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
Слайд 8Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но за этим
прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной убогой жизни («утлое
жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях»).
Слайд 9В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь
должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в
стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом». Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:
Слайд 10И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит,
летит степная кобылица
И мнет ковыль...
Слайд 11Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе
вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков»,
по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной:
Слайд 12О Русь моя! Жена моя! до боли
Нам ясен долгий путь!
Слайд 13Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой России, воспринимая
Родину как часть себя:
Слайд 14Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь сердце, плачь…
Слайд 15Блок создал свой самобытно - неповторимый лирический образ Родины —
не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а
подруги, возлюбленной, «светлой жены». Россия для поэта — это самое святое:
Слайд 16Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Слайд 17Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к
ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала
ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).
Слайд 18Россия Блока — надежда и утешение. для поэта любовь к
Родине — чувство глубоко личное. В октябре 1908 года Блок
написал потрясающие строки:
Слайд 19Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы
первые любви!
Слайд 20Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею и «невозможное
возможно».
«Россия — буря», — говорил Блок. Через все его стихи
о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины. Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар». Но в его стихотворениях звучит тревога:
Слайд 21Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Слайд 22Зловещая птица — символ несчастья... В «Скифах» Блок, обращаясь к
исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами. Блоковская Россия —
это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны... Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» сказал: «Это все — о России». А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт — эхо мира, а не только нянька своей души. Эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.
Слайд 23А.А. Блок и М.А. Врубель. «Национальная стихия»
Слайд 24И Врубеля, и Блока волнует проблема «родина – художник –
человек». И художника, и поэта отличает особый психологический подход к
национальной теме, лирически окрашенное чувство, влюбленность в национальную стихию. В одном из писем к сестре (1891) Врубель писал: «Сейчас я опять в Абрамцеве, и опять меня обдает, нет, не обдает, а слышится мне та интимная национальная нотка, которую мне так хочется поймать на холсте и в орнаменте. Это музыка цельного человека…».
Слайд 25Картины Врубеля, посвященные «русскому сказочному роду» («Царевна Волхова», «Богатырь», «Тридцать
три богатыря», «Пан», «Царевна-Лебедь» и др.), написаны под «добрым влиянием»
Н.А.Корсакова. Пожалуй, одна из лучших «русских» картин Врубеля – «Царевна-Лебедь» – сказочно-символический образ, прекрасный и загадочный, которую особенно любил А.Блок.
Слайд 27Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю». А.Блок, подобно Врубелю,
вслушиваясь в «музыку цельного человека», смог услышать ее в национальной
стихии. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, – писал Блок Д.С.Мережковскому, – тем реальнее и охотней представляешь ее себе, как живой организм. Родина – это огромное, родное, дышащее существо».