Слайд 2Балы проходили в огромных зала, которые с трех сторон были
окружены колоннами.
Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах
и медных стенных подсвечниках.
Выложенные узоры на полу помогали соблюдать расстояние между танцующими парами
Слайд 3
Большой бальный зал Екатерининского дворца. Царское Село (г. Пушкин)
Слайд 4
Большой Екатерининский дворец. Большой зал. г.Пушкин
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:2002-11-15_040b_Katherinenpalast_Saal_Totale.jpg
Слайд 5
Голубой зал Константиновского дворца. Стрельна. С середины 19 века зал
стали использовать для званных обедов, балов. http://xn----9sbnlmb3akq8ic.xn--p1ai/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86
Слайд 6
Бал в Николаевском зале Зимнего дворца.
http://www.google.ru/imgres?q=зал+для+балов+зимнего+дворца
Слайд 7
Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.
Сезон балов длился с Рождества до последнего дня Масленицы и
возобновлялся уже после Великого поста.
Слайд 8
До мельчайших деталей продумывалось оформление всех бальных помещений: залов,
буфета, игровой комнаты, курительной.
Слайд 9
Сложный ломберный столик (первая половина XIX века).
Ломберный стол в
стиле Жакоб (начало XIX века)
http://spbrestavrator.ru/prices.html
На возвышенных
площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь сплетничали, философствовали и играли. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты…
Слайд 10 На всем протяжении своей истории балы составляли существенную
часть жизни высшего общества. А для молодого поколения бал -
это место, где, по словам Вяземского, "...мы учились любезничать, влюбляться, пользоваться правами и вместе с тем покоряться обязанностям общежития. Тут учились мы и чинопочитанию и почитанию старости". Умение танцевать считалось ценным достоинством и могло принести успех не только на паркете, но и на поприще служебной карьеры.
http://www.maecenas.ru/doc/2003_2_8.html
Слайд 11Балы проводились по определенной, четко утвержденной в дворянском обществе традиционной
программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были
стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.
Слайд 12Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные.
На них собирались тысячи гостей. На придворные балы полагалось приезжать
в полной парадной форме, в наградах. Для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. Бал – это совершенно особенное событие в жизни человека 19 века. Как отмечал большой знаток русской истории Юрий Михайлович Лотман: «Здесь реализовывалась частная жизнь дворянина: он не был ни частное лицо в частном быту, ни служивый человек на государственной службе – он был дворянин в дворянском обществе, человек своего сословия среди своих.» Балами славилась столица – Санкт - Петербург, но любили их и в Москве, и в провинциальных городах.
Слайд 13
Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение
танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам
ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.
Эдгар Дега (1834-1917)
КЛАСС ТАНЦА
Edgar Degas «Classe de danse»
Лувр Зал № 31
Слайд 14Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной
досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни
на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки.
Пьер Огюст Ренуар
"Девушки у пианино". 1892 г.
Слайд 15 В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано.
notoboz.ru/instrumets/163-klavesin.html
Слайд 16 Клавесин — клавишный струнный музыкальный инструмент. Возрождение
культуры игры на клавесине началось на рубеже XIX - XX
вв. Они отличались изяществом. Их корпус изготовлялся чаще всего из кипариса. Важнейшим центром производства клавесинов в Северной Европе был Антверпен, где с 1579 года работали представители семьи Рукерс. Их клавесины имеют более длинные струны и более тяжеловесный корпус, чем итальянские инструменты. С 1590-х в Антверпене производились клавесины с двумя мануалами. Французские, английские, немецкие клавесины XVII века сочетают в себе признаки фламадских и нидерландских моделей.
Сохранились некоторые французские двухмануальные клавесины с корпусом из орехового дерева. С 1690-х во Франции производились клавесины того же типа, что и инструменты фирмы Рукерс. Среди французских клавесинных мастеров выделялась династия Бланше. В 1766 году мастерскую Бланше унаследовал Таскин.
Наиболее значительными английскими производителями клавесинов в XVIII веке были Шуди и семья Киркман. Их инструменты имели облицованный фанерой дубовый корпус и отличались сильным звуком богатого тембра. В Германии XVIII века основным центром производства клавесинов был Гамбург; среди изготовленных в этом городе инструменты с 2` и 16` регистрами, а так же с 3 мануалами. Необычно длинная модель клавесина была разработана Й.Д.Дюлкеном, ведущим нидерландским мастером XVIII в.
Во 2-й половине XVIII в. клавесин стал вытесняться фортепиано. Ок. 1809 фирма Киркман выпустила свой последний клавесин. Инициатором возрождения инструмента стал А.Долмеч. Свой первый клавесин он построил в 1896 в Лондоне и вкоре открыл мастерские в Бостоне, Париже, Хейслмире.
Выпуск клавесинов наладили так же парижские фирмы Плейель и Эрар. Плейель начала производить модель клавесина с металлической рамой, несущей толстые, туго натянутые струны; на инструментах этого типа Ванда Ландовска воспитала целое поколение клавесинистов. Бостонские мастера Фрэнк Хаббард (Hubbard) и Уильям Дайд (Dowd) первыми начали копировать старинные клавесины.
Для изменения силы и тембра звука, используются ручные и ножные переключатели. Плавное увеличение и уменьшение громкости на клавесине невозможно.
notoboz.ru/instrumets/163-klavesin.html
Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и
светских приличий.
Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».
Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту или жениха.
Слайд 18В 1820-1830-х гг. даме и девушке было неприлично появляться в
свете без букета цветов: его носили в руках, в волосах,
прикрепляли к платью на талии или на груди.
Для девиц рекомендовались платья светлых тонов, незамысловатая причёска, простые украшения. Замужние дамы имели более богатый выбор в расцветке, фасоне платьев и ношении ювелирных изделий.
Обязательным атрибутом был веер.
Его можно было оставить в бальной зале на своем месте, можно было во время танца держать в левой руке (которая лежит на плече партнера). Мелочи складывали в сумочку (ридикюль), которую также оставляли на своем месте.
На бал дамы брали с собой небольшие книжечки, чтобы записывать последовательность танцев, ближе к концу века эти книжечки стали выдавать на балах.
Бальная обувь представляла собой мягкие туфли, чаще без каблука.
Слайд 19
На бал люди приходили одетыми парадно.
Для кавалеров существовали свои каноны бального костюма: фрачная пара, белый
жилет, белый (1830-е годы) или чёрный (вторая половина XIX века) галстук. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов утвердилась мода на чёрный цвет. Дама имела право отказать кавалеру без перчаток, поэтому кавалеры являлись в белых (реже черных) перчатках..
К лацкану фрака прикреплялась бутоньерка. Военные приходили в мундирах. Костюмы кавалеров мало зависели от моды и их рекомендовалось шить в классических формах, чтобы одеяния прослужили дольше.
На бал кавалеры приходили в ботинках, и только военные могли позволить себе сапоги, но без шпор.
Во времена правления Николая I на придворные балы гражданские служащие надевали мундир, полагающийся их должности.
Слайд 20У многих дам были книжечки – карне или агенд –
куда, напротив списка танцев она вписывала имена кавалеров, желающих танцевать
с ней. Вместо агенда могла использоваться обратная сторона веера. Бальные книжечки прикреплялись к поясу платья и служили подспорьем для памяти – дать обещание двум кавалерам на один танец не только считалось дурным тоном, но могло привести и к дуэли между претендентами. В такой ситуации даме следовало пропустить танец. Если поступало два приглашения на танец одновременно от двух кавалеров, дама могла сделать выбор в пользу одного из них. Считалось излишним кокетством хвастаться своим заполненным агендом, особенно перед теми дамами, которые бывали мало приглашены.
Слайд 22НАИБОЛЕЕ ВЕСЕЛЫМИ И НЕПРИНУЖДЕННЫМИ БЫВАЛИ ОБЫЧНО БАЛЫ СЕМЕЙНЫЕ. ИХ ПРИУРОЧИВАЛИ
К СЕМЕЙНЫМ ПРАЗДНИКАМ, ПРИГЛАШАЛИ РОДНЮ И БЛИЗКИХ ЗНАКОМЫХ - КАК
ПРАВИЛО НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТКОВ ЧЕЛОВЕК.
Слайд 23
В течение месяца после бала гости должны были нанести хозяевам
визит вежливости.
Кроме танцев и обеда на балах гости развлекались не
только игрой в карты, но и веселыми, подвижными - например, фантами.
Бал всегда заканчивался ужином, на котором подавали редкие блюда: ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику
Разъезжались часто по утру.