Слайд 1Афанасий Афанасьевич
Фет
(1820-1892)
Слайд 2Афанасий Фет
родился в Орловской губернии, недалеко от города Мценска,
в родовом имении отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.
Слайд 3Афанасий Неофитович был военным, участвовал в войне с Наполеоном ,
ушел в отставку в звании ротмистра и стал служить на
гражданском поприще ( избирался на должность мценского уездного предводителя дворянства).
Слайд 4Мать Фета, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежала по рождению к
немецкой зажиточной бюргерской семье. Шеншин был ее вторым мужем. До
1820г. жила в Дармштадте, в Германии.
Слайд 5В доме отца Афанасий прожил до 14 лет. По совету
В.А.Жуковского , друга отца, юношу отправили учиться в
г. Вееро
в пансион Крюммера.
Слайд 6В 1837г. Афанасий Фет приезжает в Москву, учится в частном
пансионе Михаила Петровича Погодина, историка, журналиста, редактора журнала «Москвитянин». В
доме Погодина жил тогда приехавший из-за границы Н. В. Гоголь. Именно ему показал Погодин тетрадь со стихами А.Фета
Н.В. Гоголь сказал : «Это несомненное дарование»
Слайд 7С 1838г. по 1844г А.Фет учился на словесном факультете Московского
университета. Однокурсниками и друзьями Афанасия Фета были будущие известные поэты
Аполлон Григорьев, Яков Полонский, философ и историк Сергей Соловьев.
Аполлон Григорьев
Сергей Соловьев
Слайд 8В 1840г. Вышел первый сборник стихов Афанасия Фета
«Лирический пантеон».
В.Г.Белинский писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее Фет».
Слайд 9«Лирический пантеон»- книга во многом ученическая. В ней заметно влияние
русских и западно-европейских поэтов: Пушкина, Жуковского, Гете, Шиллера, древнеримского поэта
Горация.В сборнике предпочтение отдавалось двум жанрам: балладе и жанру антологических стихов(близких к античным).
С середины 1842г. стихи Фета печатались в журналах «Москвитянин» и «Отечественные записки».
Слайд 1021 апреля 1845г. Фет был принят
унтер-офицером
в кавалерийский полк.
Слайд 11В 1850г. Выходит второй сборник стихов А.Фета, в который вошли
оригинальные стихи, вызвавшие много споров, и переводы стихов немецких поэтов.
Г. Гейне
И.В. Гете
Слайд 12В 1853г. Фета переводят в гвардию. Гвардейский полк расквартирован вблизи
Петербурга. Поэт знакомится с Н.А.Некрасовым, И.И.Панаевым, И.С.Тургеневым, А.В.Дружининым, В.П.Боткиным, И.А.Гончаровым
Слайд 13И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов редактировали 3-ий сборник стихов Фета.
Слайд 14В 1857г. А.А.Фет женился на Марии Петровне Боткиной , сестре
своих друзей В.П.Боткина и С.П.Боткина.
С.А.Толстая писала о ней:
«Это
была женщина удивительно милая и симпатичная. Не будучи красивой, она была привлекательна своим добродушием и простотой. Характер у нее был прелестный. Мужа своего она очень любила, ходила за ним, как нянька».
Слайд 15
В 1859г. произошел разрыв А.Фета с журналом «Современник» после резко
критической статьи о фетовском переводе Шекспира. М.Е.Салтыков-Щедрин в 1863г.написал статью
«Стихотворения А.А.Фета»
Слайд 16«Если при всей своей искренности, при всей легкости,с которой покоряет
поэт сердца читателей, он все-таки должен довольствоваться долею второстепенного поэта,
то причина этого заключается в том, что мир, поэтическому воспроизведению которого посвятил себя г.Фет, довольно тесен, однообразен и ограничен.Для современного человека процесс любви уже не представляет достаточного разнообразия».
Слайд 17Д.И. Писарев ставит Фета рядом с Я.Полонским, Меем, Бенедиктовым, которых
относит к поэтам «чистого искусства». Обращаясь к ним, Писарев писал:
«Ведь
нельзя, называя себя русским поэтом, не знать того, что наша эпоха занята интересами, идеями гораздо шире и поважнее ваших любовных похождений».
Слайд 18В 1860г. Фет осуществляет свою мечту и приобретает имение на
юге Мценского уезда, а в 11877г. Покупает новое имение-Воробьевку.
Слайд 19Рабочий кабинет
Гостеприимный дом
Слайд 20В последние годы жизни Фет был особенно дружен с Л.Н.Толстым.
Слайд 21Последний сборник стихов Фета «Вечерние огни» состоял из четырех выпусков.
Первый вышел из печати в 1883г. Второй-в 1885г. Третий-в 1889г.
Четвертый – за год до смерти, в 1891г. Редактором сборника был Владимир Сергеевич Соловьев, поэт-символист, сын философа Сергея Соловьева.
Слайд 23ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression — впечатление), направление в искусстве последней
трети 19 — начала 20 вв. Сложилось во французской живописи
1860-х — начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
Слайд 25«Завтрак в саду»
«Вокзал Сен-Лазар»
«Дама в саду»
Клод Моне
Слайд 26Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета,
как бы смешивающиеся в глазу зрителя, богатством рефлексов и валеров,
цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин,
И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Слайд 29В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение “впечатления” — непосредственного, мимолетного,
изменчивого — как основного средства в передаче предмета, события, переживания)
свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии
И. Анненского и К. Бальмонта.
Слайд 30БАЛЬМОНТ
Константин Дмитриевич (1867 — 1942)
АННЕНСКИЙ
Иннокентий Федорович
(1855 —
1909)
Слайд 311В – высокая ритмичность
2 СН – текст суггестивно-нейтральный
3 ЗПН –
значимых признаков нет
Анализ поэзии Фета средствами программы Диатон
Слайд 32
4 ОнЖК – ориентация на жесткое кодирование
Анализ поэзии Фета средствами
программы Диатон
(продолжение)
Слайд 33Цветовые ассоциации поэзии А.А. Фета
Слайд 34Система образов
1.
Солнце встало,
горячим светом
по листам
затрепетало
Лес проснулся
Каждой (веткой, птицей)
Весенней полон
жаждой
Я пришел к тебе с приветом рассказать, что
С той же
страстью
Душа счастью
и тебе
Служить готова
Отовсюду
Весельем веет,
Песня зреет
2
3
4
Слайд 36Не тем, господь, могуч, непостижим…