Слайд 1Б.Пастернак
"Доктор Живаго"
Учитель Е.И.Лебедева
Слайд 2Роман, в центре которого должна оказаться революционная эпоха, Пастернак начал
писать ещё зимой 1917-1918 годов и не расставался с этим
замыслом несколько десятилетий.
Судьба «Доктора Живаго» драматична: роман был закончен в 1955 году и отправлен в журнал «Новый мир», но был отвергнут, т.к. в нем усмотрели искаженное изображение революции и места интеллигенции по отношению к ней.
Слайд 3Однако роман был напечатан в 1957 году в Италии, затем
переведён на многие язык мира, а в 1958 году автору
была присуждена Нобелевская премия в области литературы «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы».
Слайд 4На родине же Пастернака начали активно травить: исключили из членов
Союза писателей, организовали в газетах, журналах, на радио целый поток
оскорблений и обвинений, заставили отказаться от Нобелевской премии, настойчиво раздавались требования покинуть родную землю.
«Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне её», - решительно заявлял Пастернак.
Слайд 5Нобелевская премия.
Я пропал, как зверь в загоне,
Где-то люди, воля, свет,
А
за мною шум погони,
Мне на волю хода нет.
Тёмный лес и
берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придёт пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
1959 г.
Слайд 6Вся эта история подкосила писателя.
30 мая 1960 года Пастернака
не стало. «Доктор Живаго» был опубликован на родине только в
1988 году, через 33 года после написания.
Почему же роман «Доктор Живаго» вызвал такую реакцию властей ?
Слайд 7Внешне повествование вполне традиционно: рассказывается о судьбе человека в эпоху
революции. Но события романа даны через восприятие главного героя, это
субъективное восприятие и составляет сюжет. Роман не вписывался в схемы социалистического реализма, предполагающего «активную жизненную позицию».
Судьба человека , по Пастернаку, не связана напрямую с исторической эпохой, в которую выпало жить. Главный герой романа Юрий Живаго не пытается бороться с обстоятельствами, но и не приспосабливается к ним, оставаясь собой при любых условиях, сохраняя свою точку зрения.
Слайд 8Как исторические события преломляются в восприятии Юрия Живаго?
Первоначально герой с
восторгом принимает октябрьские события 1917 года. Юрий Живаго по-мальчишески восторженно
говорит Ларисе: «Вы подумайте, какое сейчас время! И мы с вами живём в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумайте: со всей России сорвало крышу, и мы со всем народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!». Вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения человека, обещанного первым революционными действиями, новая власть поставила человека в жесткие рамки, навязывая при этом собственное понимание свободы и счастья. Но насильно сделать людей счастливым нельзя, единого рецепта не существует.
Слайд 9Что происходит с Живаго в годы Гражданской войны ?
В Гражданскую
войну Живаго попадает в партизанский отряд. Трагизм Пастернаком передается не
через описание жестоких сражений, а через восприятие событий главным героем. Человеческая бойня нелепа. Единственное сражение, в котором принимает участие пленённый партизанами доктор, - доказательство этой нелепости. Ему приходится убивать тех, кого он считал своими. После войны Живаго возвращается в Москву и оказывается не ко двору новой власти. Он не способен приспосабливаться, изменять самому себе. Пастернак видит высшую ценность в человеке, его личности, его частной жизни. Единственно важная «соль земли» - бессмертная душа человека.
Слайд 10Чем привлекает герой романа Юрий Живаго?
Герой Пастернака, Юрий Живаго ,
привлекает открытостью, умением любить и ценить жизнь, незащищенностью, которая является
признаком не безволия, а способностью к размышлению, сомнению. Герой – выражение нравственного идеала автора: он талантлив, умен, добр, он сохраняет свободу духа, он видит мир по-своему и не подстраивается ни под кого, он личность.
Слайд 11Роман «Доктор Живаго» состоит из 2-х частей: прозаической и поэтической.
16 частей романа повествуют о людях, событиях, большой истории, трагических
судьбах Живаго, Тони, Лары и других героев. Здесь же показан многоплановый образ России в предреволюционные и послереволюционные годы. В последней , 17-ой части, весь этот обширный материал как будто заново повторяется, но на этот раз уже в поэзии.
Поэзия и проза в романе Б.Пастернака образуют единство, являются, по сути дела, новой жанровой формой.
Слайд 12Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю
в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен
сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронести.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
1946 г.
Слайд 13С героем трагедии Шекспира лирического героя одноименного стихотворения Б.Пастернака сближает
одно и то же стремление сделать свой жизненный выбор «в
смертельной схватке с целым миром бед». Он, как и Гамлет, ощущает разрыв «связующей нити» времен и свою ответственность за её соединение.
Выбор пути совершился в пользу христианской этики: иду навстречу страданиям и гибели, но ни в коем случае – лжи, неправды, беззакония и безверия.
Слайд 14
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе.
Свеча
горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной
раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе
Свеча горела.
На озаренный потолок
Ложились тени.
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел. Два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
З и м н я я н о ч ь