Слайд 1Брюсов Валерий Яковлевич
1873-1924
Слайд 3Его дед по отцу, как и некоторое время его отец,
был крепостным. После выкупа вольной дед сначала был печником, а
затем, открыв пробочную торговлю в Москве, стал купцом 2-й гильдии. Дед по матери, А. Я. Бакулин, купеческий сын, разоренный пожаром, занимался сельским хозяйством, был писателем-самоучкой. В Москве он входил в Суриковский кружок (1872—1880) и в 1864 г. издал "Басни провинциала". Он был первым литературным учителем Брюсова. Рассказ о том, как однажды дед видел Пушкина, произвел на мальчика "сильнейшее впечатление". Отец Брюсов с молодости занимался самообразованием — изучал математику, медицину, читал Маркса, Бокля, Дарвина, Писарева, Чернышевского, близко знал многих революционеров. Отец собрал домашнюю библиотеку, которой Брюсов начал пользоваться уже с 4 лет. Страсть к чтению становится его главным увлечением. Сочинять прозу, стихи и статьи Брюсов стал с тех пор, как научился писать. Одно из самых ранних его произведений — "комедия" "Лягушка", написанная в возрасте 4 лет. Первой публикацией было "Письмо в редакцию" детского журнала "Задушевное слово" (1884).
Слайд 4Валерий Брюсов — русский поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.
Родился
1 декабря в Москве в зажиточной купеческой семье. Круг интересов
гимназиста Брюсова — это литература, история, философия, астрономия
Слайд 5Начало творческого пути
В 1894—1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска
сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии", вплоть
до знаменитого своего одностишия ("О, закрой свои бледные ноги") в духе французского символизма. Сборники состояли в основном из стихов самого Брюсова Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.
Слайд 6В 1895—1899 гг. Брюсов пишет фантастический роман об инопланетянах "Гора
звезды", обращается к незавершенному
замыслу "История русской лирики", задумывает исследование об
Атлантиде, "Философские опыты", приступает к изучению стиховедения. В этот период он сближается с известными писателями символистской ориентации: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус
Слайд 7Еще студентом Брюсов ездит в Крым, на Кавказ, посещает Ригу,
Варшаву. В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию.
В этом же году
женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.
Слайд 8С 1900 г. активно печатается в московской газете "Русский листок",
в журнале по оккультизму и спиритизму "Ребус" С конца 1902
г. поэт некоторое время состоит секретарем журнале Мережковских "Новый путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику "Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. — председатель ее дирекции
.
Слайд 9В 1903 г. выходит четвертый сборник стихов писателя "Urbi et
Orbi" ("Граду и миру"). Характерной чертой сборника являлось и воспевание
поэтом судьбы, рока, иногда в форме "мечты", иногда "мудрого змия" или "другого". В отделе "Думы. Искания" Брюсов писал:
Я в жизнь пришел поэтом, я избран был судьбой
И даже против воли останусь сам собой.
Я понял неизбежность случайных дум своих,
И сам я чту покорно свой непокорный стих.
В моем самохваленьи служенье Богу есть,—
Не знаю сам, какая, и все ж я миру весть!
Слайд 10Сборник "Венок. Стихи 1903— 1905 гг.", (1906) стал первым по-настоящему
крупным успехом поэта. Как ответ на манифест 17 октября 1905
г. он писал:
На этих всех, довольных малым,
Вы, дети пламенного дня,
Восстаньте смерчем, смертным шквалом,
Крушите жизнь — и с ней меня!"
Слайд 11 В 1904—1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и
ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". Журнал, по замыслу
Брюсов, предназначался для объединения всех символистов и выработки единой эстетической программы "нового искусства". Именно в "Весах" отчетливо обозначилось углублявшееся со временем расхождение Брюсов как с "младшими", так отчасти и "старшими" символистами (Мережковским, Гиппиус). После закрытия "Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".
Слайд 12В 1907—1913 гг. Брюсов помимо поэзии активно занимается переводами, прозой,
драматургией.
Разрыв, наметившийся в 1905 г. между Брюсовым и символистами
религиозно-теургического направления, после появления статьи Брюсова "О "речи рабской", в защиту поэзии" (1910), направленной против мистического истолкования символизма Вяч. Ивановым и Блоком, стал еще глубже, ознаменовав собой общий кризис русского символизма.
Слайд 13В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев
провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту
последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Во время войны он продолжает переводить Верхарна, Метерлинка, Верлена, Гюго, Эдгара По, Данте, Уайльда, Байрона, Гете, Мольера, "Энеиды" Вергилия.
Слайд 14Талант Брюсова-критика проявился в многочисленных статьях и публикациях, связанных с
творчеством Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Каролины Павловой, французских и русских
символистов. Часть своих статей и рецензий Брюсов воспроизвел в книге "Далекие и близкие" (1912). Брюсов как стиховед, как теоретик стихосложения, помимо специальных статей, автор итоговой книги "Краткий курс науки о стихе" (1919, 1924).
Слайд 15Особое место в творчестве поэта занимает Пушкиниана. Он автор 82
печатных работ, посвященных творчеству поэта. Исследуя поэтическую технику Пушкина, зрелый
Брюсов мечтал о том, чтобы искусство писать стихи стало "общим достоянием", доступным самому скромному литератору. Эту идею позднее разовьет "ученик" Брюсова — Н. С. Гумилев.
Слайд 16В конце первой мировой войны Брюсов сближается с Горьким, участвует
в его издательских начинаниях, готовит с ним сборник украинской литературы.
В журнале Горького "Летопись" Брюсов публикует историческое исследование "Учители учителей. Древнейшие культуры человечества и их взаимоотношение" (1917).
Слайд 17Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова
к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в
Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом.
Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Меа" ("Спеши"), 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера. В двух последних он демонстрирует и образцы "научной поэзии" ("Принцип относительности", "Невозвратность", "Мир электрона).
Слайд 18В советское время в Московском университете читал курсы лекций по
античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому
языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси».
Слайд 199 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер
в Москве.