Сравнения в произведениях
И. С. Тургенева: повести «Муму»
и рассказе «Певцы»
Слайд 2
Цель исследования:
Найти в произведениях Тургенева сравнения и определить
их значение и роль в художественном тексте.
Задачи:
Перечитать повесть Тургенева
«Муму» и рассказ «Певцы».
Найти и выписать из произведений все сравнения.
Классифицировать сравнения по их видам (простые, метафорические, олицетворения и овеществления).
Определить роль сравнений в художественном тексте.
Слайд 3Теория вопроса
Сравнение – это один из приёмов художественной речи, сопоставление
двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из
них при помощи другого. Сравнительный оборот строится с помощью союзов: как, словно, будто, как будто, точно.
Слайд 4Метафора (греч. «перенос»), образное сближение слов на базе их переносного
значения.
Олицетворение – это воплощение каких-нибудь черт, свойств в образе живого
существа.
Овеществление – это выражение в чём-нибудь вещественном, материальном.
Слайд 5«Муму»
Сравнения:
«Ночью Муму не спала вовсе, но не лаяла
без разбору, как
иная глупая дворняжка,
которая, сидя на задних лапах и подняв морду
и
зажмурив глаза, лает просто о скуки, так, на
звёзды» (прямое сравнение).
Слайд 6Метафорические сравнения:
1.«Мышцы Герасима, как рычаг опускались и
поднимались».
2. «Герасим скучал
и недоумевал, как
недоумевает молодой, здоровый бык,
которого только что взяли с
нивы, где сочная
трава росла ему по брюхо».
3. «Герасим видел перед собой белеющую
дорогу - дорогу домой, прямую, как стрела».
Слайд 8Выводы по главе:
1. Автор не использовал в повести олицетворения, но
использовал простые, метафорические сравнения и овеществления.
2. Автор использовал сравнения в
своей
повести, для того чтобы, украсить её, сделать богаче, эмоциональнее.
Слайд 9«Певцы»
Сравнения (прямые):
«У Дикого Барина были чёрные, блестящие волосы, жёсткие, как
щетина».
«Моргач осторожен и в то же время предприимчив, как лисица».
«Моргач
болтлив, как старая женщина, и никогда не проговаривается».
«Лицо Якова было бледно, как у мёртвого.
Мы все стояли как оцепенелые».
«Яков наслаждался своей победой, как дитя».
«Моргач, весь красный, как рак, и широко раздув ноздри, язвительно посмеивался из угла».
Слайд 10Метафорические сравнения:
«Овраг, зияя как бездна, вьётся, разрытый и размытый, по
самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной
деревушки».
«На самом дне, сухом и жёлтом, как медь, лежат огромные плиты глинистого камня».
«Окно, словно зоркий глаз, обращено к оврагу и в зимние вечера, освещённое изнутри, далеко виднеется в тусклом тумане мороза и не одному проезжему мужику мерцает путеводной звездою».
«У Николая Ивановича жирный лоб, перетянутый морщинами, словно нитками».
Слайд 115. «Чувство духоты и зноя, словно бремя, свалилось у меня
с плеч, как только я переступил порог».
6. «Присутствие Обалдуя переносили,
как неизбежное зло».
7. «Рядчик играл и вилял своим голосом, как юлой».
8. «У Якова глаза разгорелись, как уголья, и он весь дрожит как лист и беспорядочно улыбается».
9. «Звук дрожащий, как струна».
10. «Голос звенел, как надтреснутый».
Слайд 13Выводы:
Сравнения несут особую смысловую нагрузку. Герасима Тургенев сравнивает с деревом
и с быком, тем самым подчёркивая его связь с живой
природой. И сам он живой, ранимый, глубоко чувствующий…
А Капитона – с коломенским горшком, подчёркивая его бездушность, чёрствость, никчемность.
Слайд 14Источники:
И. С Тургенев повесть «Муму» и рассказ «Певцы».
Литературоведческий словарь.
Слайд 15 Презентацию подготовила ученица
7 класса Лустенко Надежда.