Слайд 1Тема урока
Подготовка к написанию сочинения
по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Слайд 2Цели и задачи
Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину
и Е.Пугачеву.
Составить план написания сочинения.
Найти в тексте описание
героев, их поведение в разных жизненных ситуациях.
Развивать речь учащихся, умение работать с учебником.
Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Слайд 3Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»
План
I.Вступление. Петр Гринев –
главное действу-ющее лицо.
II.Основная часть.
1. Детство и юность, среда, воспитавшая
героя.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
Слайд 4 3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
а) семья Мироновых;
б) любовь к
Маше;
в) ссора со Швабриным.
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к
Маше и Гриневу.
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
Слайд 5Петр Гринев – главное действующее лицо.
Петр Гринев занимает особое место
в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и
«автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
Слайд 6II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
Вспомните
юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его
личности?
Какие уроки герой получил от отца?
(«…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»).
Расскажите о матери Гринева.
Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
Слайд 72.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
Как проявляется характер
молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой –
«вожатым»?
(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
Слайд 83. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
Какое впечатление произвела на Гринева
Бело-горская крепость?
Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну?
(Гринев умеет
по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).
Слайд 9Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне?
Какие черты героя
раскрываются в любви к Ма-ше?
Что стало причиной ссоры со
Швабриным?
( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
Слайд 104. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше.
Почему
Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости?
Какие изменения происходят
в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым?
( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)
Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?
( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
Слайд 11III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.
Гринев приехал в
Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней
молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.