Разделы презентаций


Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого Кавказский пленник

Содержание

Цель:обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;формировать умение анализировать текст художественного произведения;развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;учить сжато излагать

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Жилин и Костылин.
Сравнительная характеристика героев
рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский пленник»
Автор презентации:
учитель

русского языка и литературы МОУ
«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова

Светлана Петровна

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героеврассказа Л.Н.Толстого«Кавказский пленник»Автор презентации: учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №1»

Слайд 2Цель:
обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через

сравнительную характеристику главных героев;
формировать умение анализировать текст художественного произведения;
развивать умение

выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;
учить сжато излагать повествовательный текст;
развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников
развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Цель:обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;формировать умение анализировать текст

Слайд 3Человек сам отвечает за свою судьбу.
Л.Н.Толстой
Береги честь смолоду, а платье

снову.
Сам погибай, а товарища выручай.
Пословицы

Человек сам отвечает за свою судьбу.Л.Н.ТолстойБереги честь смолоду, а платье снову.Сам погибай, а товарища выручай.Пословицы

Слайд 4Вспомним прочитанное.
Композиция рассказа «Кавказский пленник»
действие происходит в 19 веке

на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с

героями.

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.

Второй побег из плена.

Жилин оказывается в своей крепости.

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.

Вспомним прочитанное.Композиция рассказа «Кавказский пленник» действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами.

Слайд 5Характеристика литературного героя
Характер – это …

совокупность всех психических, духовных свойств

человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Характер героя выражается не

только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Характеристика литературного герояХарактер – это …совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.Характер

Слайд 6Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,


ведь пленников двое?
В плен попадают два офицера,
но лишь один

из них /Костылин/ оказался по-настоящему «пленён».
Другой офицер /Жилин/сумел освободиться,
именно он – герой рассказа Толстого.

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,
т.е.дадим им сравнительную характеристику

Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаПочему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?В плен попадают два офицера,

Слайд 7Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.


Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.
Костыль

– высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.

«Не велик ростом, а удал».

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».

Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаРусские дворянине, офицеры, участники кавказской войны. Жилы – кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный,

Слайд 8Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
«Надо выехать на гору поглядеть, а

то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…
«Жилин уж

наперёд прикормил её (собаку)».

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и

Слайд 9Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на

красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
«А Костылин,

заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.

Трус, не поддержал товарища.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо

Слайд 10Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
«Написал письмо, а на письме не

так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».
«Костылин

ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина«Написал письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам

Слайд 11Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
«Джигит»
«Смирный»
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин,

раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина«Джигит»«Смирный»«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».

Слайд 12Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
Знает дорогу, ведёт за собой товарища,

помогает ему.
«Костылин всё отстаёт да охает».
«Бросать товарища не годится».
«Перепрыгивает

с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .

Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаЗнает дорогу, ведёт за собой товарища,  помогает ему.«Костылин всё отстаёт да охает».«Бросать

Слайд 13Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
«Костылин бросил Жилина в беде и

ускакал на лошади».
«…не годится товарища бросать».
Смекалист, находчив: наделал игрушек для

Дины, попросил её принести шест для второго побега.

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».«…не годится товарища бросать».Смекалист, находчив:

Слайд 14Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
Раскис, упал духом.
Сумел прижиться в ауле
Добрый,

думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.
Слабый

человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери

ВЫВОД

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.

Ему интересны другие люди, любит детей.

Великодушный, честный.

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.

Способен на предательство, трус

Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаРаскис, упал духом.Сумел прижиться в аулеДобрый, думает о матери, жалеет её, надеется на

Слайд 15Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина
Почему так по-разному сложились судьбы героев?
Какие

основные черты характера они проявили?
Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и

душевная красота.

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.

Сравнительная характеристика Жилина и КостылинаПочему так по-разному сложились судьбы героев?Какие основные черты характера они проявили?Стойкость, жизнелюбие, товарищество,

Слайд 16Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге,

доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости.

Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:
«Человек сам отвечает за свою судьбу»?

Объясните смысл русских пословиц
«Береги честь смолоду, а платье снову»,
«Сам погибай, а товарища выручай»,
опираясь на прочитанное произведение

Чему научил вас рассказ
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о

Слайд 17СПАСИБО
ЗА УРОК!

СПАСИБО ЗА УРОК!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика