Разделы презентаций


Образ Петербурга в поэзии Серебряного века 11 класс

Содержание

Ф.Я. Алексеев «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»,А.С.Пушкин «Медный всадник»В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Тёмно-зелёными садамиЕё покрылись острова,И перед младшею столицей Померкла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова. А.С.Пушкин «Евгений

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы
в 11 классе
«Образ Петербурга в поэзии Серебряного века»

Урок литературы в 11 классе«Образ Петербурга в поэзии Серебряного века»

Слайд 2Ф.Я. Алексеев «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»,
А.С.Пушкин
«Медный всадник»
В

гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова,
И перед

младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова.

А.С.Пушкин
«Евгений Онегин»

А Петербург неугомонный
Уж барабаном пробуждён.
Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит…

Ф.Я. Алексеев «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»,А.С.Пушкин «Медный всадник»В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Тёмно-зелёными садамиЕё

Слайд 3 Петербург Пушкина


Произведения о Петербурге:
роман «Евгений Онегин»
поэма «Медный всадник»
ода «Вольность»
повести «Пиковая

дама»,
«Станционный смотритель»
поэма «Домик в Коломне» и др.



Петербург ПушкинаПроизведения о Петербурге:роман «Евгений Онегин»поэма «Медный всадник»ода «Вольность»повести «Пиковая дама», «Станционный смотритель»поэма «Домик в Коломне» и

Слайд 4Ф.Я. Алексеев "Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости"

1810г.
Там высох человек, погрязнув в барыши,
Улыбка на устах, а на

уме коварность:
Святого ничего – одна утилитарность!

Н.А.Некрасов
«Дружеская переписка Москвы с Петербургом».

Все больны, торжествует аптека
И варит свои зелья гуртом;
В целом городе нет человека,
В ком бы желчь не кипела ключом…

Н.А. Некрасов
«До сумерек».

Ф.Я. Алексеев

Слайд 5 Петербург Некрасова


Произведения о Петербурге:



стихотворения «Кому холодно,

кому жарко…»,
«Дружеская переписка Москвы с Петербургом»,
«До сумерек»
поэма «Княгиня Трубецкая»
цикл

«О погоде»
Петербург НекрасоваПроизведения о Петербурге:			    		стихотворения «Кому холодно, кому жарко…»,«Дружеская переписка Москвы с Петербургом», «До

Слайд 6Б.Патерсон «Вид на Дворцовую площадь от начала Невского проспекта»
Патерсен,

Б. Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца
«Пустынные улицы даже и

днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже; пошли деревянные домы, заборы, нигде нет ни души; сверкал только один снег по улицам да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки».

«Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.»

Н.В.Гоголь «Шинель»

Н.В.Гоголь «Невский проспект»

Б.Патерсон «Вид на Дворцовую площадь от начала Невского проспекта» Патерсен, Б. Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца«Пустынные

Слайд 7 Патерсен Б. Вид Казанского собора со стороны Невского
Потому что

вот уже восемь лет, как я живу в Петербурге и

почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. Мне страшно стало оставаться одному, и целых три дня я бродил по городу в глубокой тоске, решительно не понимая, что со мной делается…

Ф.М.Достоевский «Белые ночи».

« Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников»

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание».

Патерсен Б. Вид Казанского собора со стороны НевскогоПотому что вот уже восемь лет, как я живу

Слайд 8 Петербург Достоевского


Произведения о Петербурге:
романы «Белые ночи»,
«Преступление

и наказание»,
«Бедные люди»,
«Униженные и оскорбленные»,
«Идиот» и др.

Петербург Достоевского			    		Произведения о Петербурге:романы «Белые ночи»,«Преступление и наказание», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»,

Слайд 10
За этот исторически ничтожный срок своего

существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов, связей, ассоциаций, такой

объем культурной памяти, что по праву может считаться уникальным явлением в мировой цивилизации.
Ю.М. Лотман
За этот исторически ничтожный срок своего существования Петербург накопил такое количество текстов, кодов,

Слайд 11В чём заключается уникальность Петербурга?
?

В чём заключается уникальность Петербурга??

Слайд 12Образ Петербурга
в поэзии Серебряного века

Образ Петербургав поэзии Серебряного века

Слайд 13Цели урока:
познакомиться с еще одной страницей «Петербургского текста»;
увидеть своеобразие изображения

Петербурга Блоком, Ахматовой , Мандельштамом и их литературными предшественниками (выявить

общие и отличительные черты)

Цели урока:познакомиться с еще одной страницей «Петербургского текста»;увидеть своеобразие изображения Петербурга Блоком, Ахматовой , Мандельштамом и их

Слайд 15Задания для первой группы
1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Блока»,

включив в него краткий анализ стихотворения «Сумрак дня несёт печаль»
2.

Выучить наизусть стихотворение «Сытые»
3. Подготовить анализ стихотворения «Сытые»
Вопросы для анализа.
* Какая тема объединяет эти стихотворения?
* Какие образы создает поэт?
* Как живется людям в городе?
* Как Блок рисует город, в котором живут эти люди?
* Кто виноват в том, что люди «увлечены во мглу», по мнению Блока?
* Присутствует ли в стихотворениях образ автора? Слышим ли мы его голос? Какова его позиция?
Задания для первой группы1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Блока», включив в него краткий анализ стихотворения «Сумрак

Слайд 16Стихотворения «Фабрика»,
«Петр»,
«Город в красные пределы…»,
«В кабаках, в переулках, в извивах…»,
«Сытые»
«Незнакомка»,

«Пушкинскому дому»,
«Невидимка» и др.
поэма «12»
циклы «Снежная маска»,
«Город»,

«Страшный мир» и др.






Петербург Блока

Стихотворения «Фабрика»,«Петр»,«Город в красные пределы…»,«В кабаках, в переулках, в извивах…»,«Сытые»«Незнакомка», «Пушкинскому дому», «Невидимка» и др.поэма «12» циклы

Слайд 17Образная система стихотворения
двойственность

мёртвый
и безликий
мрак

ангелы

Метафизический Петербург

Антитеза
Побеждает светлое

начало

Метафоры, олицетворения - «создают мистический образ «тусклого» города
тёмное начало Петербурга
светлое

начало Петербурга








Сумрак дня несет печаль.
Тусклых улиц очерк сонный,
Город, смутно озаренный,
Смотрит в розовую даль.

Видит с пасмурной земли
Безнадежный глаз столицы:
Поднял мрак свои зеницы,
Реют ангелы вдали.

Близок пламенный рассвет,
Мертвецу заглянет в очи
Утро после долгой ночи…
Но бежит мелькнувший свет,

И испуганные лики
Скрыли ангелы в крылах:
Видят – мертвый и безликий
Вырастает в их лучах. 1901г







Образная система стихотворения двойственностьмёртвый и безликий мракангелыМетафизический ПетербургАнтитеза Побеждает светлое началоМетафоры, олицетворения - «создают мистический образ «тусклого»

Слайд 18 Тёмное и светлое начало Петербурга
раскрывается через эпитеты

Тёмное и светлое начало Петербурга раскрывается через эпитеты

Слайд 19Стихотворение А.А.Блока «Сытые»


Стихотворение А.А.Блока «Сытые»

Слайд 20 В стихах Блока

проходит целая галерея образов людей, униженных и оскорбленных в этом

сверкающем и сытом мире.
Петербург Блока - это “страшный мир”, полный острейших противоречий социального быта; это капиталистический город со своими реально-историческими чертами.

Новое в «петербургском тексте»: 
Петербург Блока – город, не являющийся источником зла. Грех находится в душах людей.
Им противостоит революционное начало угнетённых и чистота детей. Город вместилище и того, и другого. Он - данность.

В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и

Слайд 21Задания для второй группы
1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Мандельштама»,

включив в него краткий анализ стихотворения «Петербургские строфы»
2. Выучить наизусть

стихотворение Мандельштама «Адмиралтейство»
3. Проанализировать стихотворение «Адмиралтейство»
Вопросы для анализа:
* К какому литературному течению вы отнесете стихотворение? Как это доказать?
* Найдите точные детали, изображающие Адмиралтейство. Как они обобщены?
* Какие пласты доминируют в образной системе?
* Охарактеризуйте образ Петра?
* Как основная идея стихотворения воплощается в его композиции * О какой пятой стихии идет речь? Найдите ключевые слова, доказывающие это.
 

Задания для второй группы1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Мандельштама», включив в него краткий анализ стихотворения «Петербургские

Слайд 22
Стихотворения
«Адмиралтейство»
«Петербургские строфы»
«Дворцовая площадь»
«На страшной высоте блуждающий огонь…»


«В Петербурге мы сойдёмся снова…»
«Ленинград» и др.
Петербург Мандельштама

Стихотворения«Адмиралтейство» «Петербургские строфы» «Дворцовая площадь» «На страшной высоте блуждающий огонь…» «В Петербурге мы сойдёмся снова…» «Ленинград» и

Слайд 23«Петербургские строфы»
Петербург
имперский человеческий
Тяжка обуза северного сноба –

Летит в туман моторов вереница:
Онегина старинная тоска;

Самолюбивый, скромный пешеход –
На площади Сената – вал сугроба Чудак Евгений – бедности стыдится,
Дымок костра и холодок штыка… Бензин вдыхает и судьбу клянёт.
«Петербургские строфы»Петербург имперский				человеческийТяжка обуза северного сноба –       Летит в туман моторов

Слайд 24Образная система стихотворения
двойственность
Адмиралтейство
фрегат
акрополь
Петербург
Россия
Исторические реминисценции
Пушкин «Стансы» -

«то мореплаватель, то плотник»
Пушкин : «Россия вошла в Европу, как

спущенный корабль,
при стуке топора и громе пушек».

.

морское дело

образы античной культуры



В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали – воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота – не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек;
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря –
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря!






(явление, наводящее на воспоминание)

Образная система стихотворения двойственностьАдмиралтейство фрегатакропольПетербург Россия Исторические реминисценцииПушкин «Стансы» - «то мореплаватель, то плотник»Пушкин : «Россия вошла

Слайд 25В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И

в тёмной зелени
Сияет издали –

воздушная и -недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные ,
Как плуги брошены, ржавеют –
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря.

фрегат или акрополь

Ключевые слова стихотворения

воде и небу брат.

Ладья

мачта

Медузы

якоря

Ключевые слова,
связанные
с идеей творчества

Ключевые слова, связанные с образом моря

В столице северной томится пыльный тополь,Запутался в листве прозрачный циферблат,И в тёмной зелениСияет издали –

Слайд 26Композиция стихотворения
1. Здание Адмиралтейства,
которое сравнивается
с фрегатом

или акрополем.

2. Образ Петра (основателя
города) и его

преемников,
создающих рукотворную
красоту Петербурга.

3. Четыре стихии и их
преодоление в творчестве,
которое является пятой
стихией, созданной
человеком.

4. Перед фрегатом – Адми-
ралтейством раскрываются
всемирные моря вечности.

В столице северной томится пыльный тополь,
Запутался в листве прозрачный циферблат,
И в тёмной зелени фрегат или акрополь
Сияет издали – воде и небу брат.

Ладья воздушная и мачта-недотрога,
Служа линейкою преемникам Петра,
Он учит: красота – не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.

Нам четырёх стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Сердито лепятся капризные Медузы,
Как плуги брошены, ржавеют якоря –
И вот разорваны трёх измерений узы
И открываются всемирные моря.

Композиция стихотворения 1. Здание Адмиралтейства, которое сравнивается  с фрегатом или акрополем. 2. Образ Петра (основателя

Слайд 27«Адмиралтейство»
тема
идея
Здание Адмиралтейства,
расположенное
в центре Петербурга
Творчество – «пятая стихия»,
созданная человеком
Творчество –

это «пятая стихия», созданная человеком,
она преодолевает время, она не божественна,

но
рукотворна, так как создаётся трудом «простого столяра»,
то есть обычного человека.
«Адмиралтейство»темаидеяЗдание Адмиралтейства,расположенноев центре Петербурга Творчество – «пятая стихия»,созданная человекомТворчество – это «пятая стихия», созданная человеком,она преодолевает время,

Слайд 28 Новое в «Петербургском тексте.
Архитектура в восприятии Мандельштама
противостоит хаосу,

который он всегда смутно ощущает и которого страшится.



хаос
бесформенное неограниченное

бесформенность материала (камень,
пространство глина)

архитектура

* память о прошлом
* связь человека с культурой
* близка поэзии в материальном мире
* «видение властной, повелительной гармонии», рациональности

Новое в «Петербургском тексте. Архитектура в восприятии Мандельштама противостоит хаосу, который он всегда смутно ощущает  и

Слайд 29Задания для третьей группы
1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Ахматовой»,

включив в него краткий анализ стихотворения «Стихи о Петербурге»
2. Выучить

наизусть стихотворение Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я».
3. Проанализировать стихотворение «Как люблю, как любила глядеть я».
Вопросы для анализа:
* Определите синтаксические особенности стихотворения? Что обозначает финальный знак препинания в стихотворении?
* Какое впечатление вызывает звуковой строй начала стихотворения?
* Кто является героем (героями) стихотворения? Какую роль в это м играют местоимения?
* Какой предстаёт северная столица в изображении поэта?

Задания для третьей группы1. Подготовить сообщение на тему «Петербург Ахматовой», включив в него краткий анализ стихотворения «Стихи

Слайд 30Петербург Ахматовой
Стихотворения
«Стихи о Петербурге»
«В последний раз мы встретились тогда…»
«Как люблю,

как любила глядеть я…»
«Петроград,1919»
«Годовщину последнюю празднуй…»
«Летний сад»
«Петербург в 1913 году»

и др.
Поэмы «Реквием»,
«Поэма без героя»
Петербург АхматовойСтихотворения«Стихи о Петербурге»«В последний раз мы встретились тогда…»«Как люблю, как любила глядеть я…»«Петроград,1919»«Годовщину последнюю празднуй…»«Летний сад»«Петербург

Слайд 31«Стихи о Петербурге»
Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядом


Из литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,
Стынет

в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садом
Конь великого Петра. Месяц розовый воскрес, -

Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданий
С чёрных труб сметает гарь… У постылого окна
Ах! Своей столицей новой И томительных свиданий,
Недоволен государь. Вся любовь утолена.

2 Ты свободен, я свободна,
Сердце бьётся ровно, мерно, Завтра лучше, чем вчера, -
Что мне долгие года! Над Невою темноводной,
Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холодной
Наши тени навсегда. Императора Петра.
(1913)
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

Первая часть – пейзаж,
родственный мандельштамовскому:
Петербург – имперский город
Исаакиевский собор
Медный всадник
холод и величие

Вторая часть – декорация
становится более человечной:
биение живого сердца,
город смягчает боль героини,
растворяет в себе

1
Вновь Исакий в облаченье Оттого, что стали рядом
Из литого серебра. Мы в блаженный миг чудес,
Стынет в грозном нетерпенье В миг, когда над Летним садом
Конь великого Петра. Месяц розовый воскрес, -

Ветер душный и суровый Мне не надо ожиданий
С чёрных труб сметает гарь… У постылого окна
Ах! своей столицей новой И томительных свиданий.
Недоволен государь. Вся любовь утолена.

2 Ты свободен, я свободна,
Сердце бьётся ровно, мерно. Завтра лучше, чем вчера, -
Что мне долгие года! Над Невою темноводной,
Ведь под аркой на Галерной Под улыбкою холодной
Наши тени навсегда. Императора Петра.
(1913)
Сквозь опущенные веки
Вижу, вижу, ты со мной,
И в руке твоей навеки
Нераскрытый веер мой.

«Стихи о Петербурге»Вновь Исакий в облаченье 		Оттого, что стали рядом    Из литого серебра.			Мы в

Слайд 32Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы,

куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для

безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…
(весна1916)


Признание в любви

Обращение к городу

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега,На балконы, куда столетьяНе ступала ничья нога.И воистину ты

Слайд 33Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы,

куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для

безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…
(весна1916)

Аллитерация создает ощущение плеска волн движения воды

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега,На балконы, куда столетьяНе ступала ничья нога.И воистину ты

Слайд 34Как люблю, как любила глядеть я
На закованные берега,
На балконы,

куда столетья
Не ступала ничья нога.
И воистину ты – столица
Для

безумных и светлых нас;
Но когда над Невою длится
Тот особенный чистый час
И проносится ветер майский
Мимо всех надводных колонн,
Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…
(весна 1916)


Лирический герой, от имени которого звучит признание

«Закованные берега, балконы …»

«Безумные и светлые»

Ты – как грешник, видящий райский
Перед смертью сладчайший сон…

Идея стихотворения

Как люблю, как любила глядеть я На закованные берега,На балконы, куда столетьяНе ступала ничья нога.И воистину ты

Слайд 35Новое в «петербургском тексте».
Ахматова пишет не о

городе и его архитектурном облике, а о себе и о

любви.

Город здесь — с его только названными архитектурными деталями — фон, декорация
Но декорация, почти диктующая поэту его чувства: именно так можно любить в этом городе.

.

Это не мандельштамовский хаос – это бездна чувств, которая может быть ограничена классическим гранитом.
Поэтому Петербург Ахматовой – столица для «безумных и светлых».

Новое в «петербургском тексте».   Ахматова пишет не о городе и его архитектурном облике, а о

Слайд 36Петербург
Петербург
Петербург – страна, Родина.
Петербург- дом
Петербург – символ уходящего века
Петербург

– нечто, облагораживающе стихийное существование человека
Петербург – сердце российской культуры

ПетербургПетербургПетербург – страна, Родина.Петербург- дом Петербург – символ уходящего векаПетербург – нечто, облагораживающе стихийное существование человекаПетербург –

Слайд 37Домашнее задание

Составить банк данных для написания части С на ЕГЭ

по теме «Образ Петербурга в русской литературе»
Задание на перспективу: прочитать

повесть Татьяны Толстой « Река Оккервиль»

Домашнее заданиеСоставить банк данных для написания части С на ЕГЭ по теме «Образ Петербурга в русской литературе»Задание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика