Разделы презентаций


Cтилистика

Содержание

Семененко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Правильно ли мы говорим?
Cтилистика поможет

Правильно ли мы говорим?Cтилистика  поможет

Слайд 2
Семененко


Лариса Владимировна,
учитель русского языка

и
литературы
Невельской ООШ
2009

Автор работы:

Семененко    Лариса Владимировна,  учитель

Слайд 3 Цель:

Роль стилистики как науки.
Повышение

уровня речевой культуры.
Применение полученных знаний и умений

в собственной речевой практике.
Любить родной русский язык.

Уметь:
Осуществлять речевой контроль.
Редактировать текст.
Создавать устные и письменные монологи- ческие и диалогические высказывания.
Выразительно читать и рассказывать.
Цель:     Роль стилистики как науки.  Повышение уровня речевой культуры.  Применение

Слайд 4

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин)




Наука, которая изучает стили речи и
употребление

в них языковых средств.

Знакомьтесь: Стилистика.

«А как речь-то говорит, словно реченька журчит». (А.Пушкин)    Наука, которая изучает стили

Слайд 5

Это

стилистически

неправильная речь.
«Зубная боль» речи

Это    стилистически      неправильная речь.«Зубная боль» речи

Слайд 6


Речь ясная и выразительная, логически стройная и

убедительная, чистая и живая, понятная и интересная.


Правильность речи – это основа рече-
вой культуры, то есть умения владеть язы-
ковыми нормами и использовать вырази-
тельные средства языка.

Правильная речь

Речь ясная и выразительная, логически стройная и убедительная, чистая и живая, понятная и интересная.

Слайд 7

Сильное кино

А.Барто
…И вот брат начал свой рассказ:
-Они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно. Ух, сильное кино!

Полминутки для шутки

Сильное кино

Слайд 8

Что вы можете сказать о «рассказчике»?

Какие слова-сорняки мешают нормаль-
ной

речи незадачливого «героя»?

Могла ли сестра понять содержание

фильма?

А вы поняли?

Поговорим?

Что вы можете сказать о «рассказчике»?Какие слова-сорняки мешают нормаль- ной речи незадачливого «героя»?Могла  ли сестра

Слайд 9

Найдите и исправьте 8 стилистических ошибок
в рассказе ученика.

«В одном…этом, как его…ну…поме-
стье жил один помещик Троекуров.
Троекуров был

здорово богатый, и
он никого не слушал, он всё делал
так, как ему хотелось, и все его боя-
лись…»

«Красноречие»

Найдите и исправьте 8 стилистических ошибокв рассказе ученика.  «В одном…этом, как его…ну…поме-стье жил один

Слайд 10

1. В одном из своих поместий (или имений).
2.

Жил барин (избавимся от повтора поместье, помещик).

3. »Один помещик»

лишнее один.
4. Слова этот, как его, ну – сорняки.

5. У фамилии Троекуров есть синонимы:
Кирила Петрович, он, этот барин.

6. Здорово богатый – просторечие.
Надо сказать: очень богатый.
7. Первый союз и не на месте. Выбросить 2-е он.
8. Самодур – характеристика помещика.




Исправили?

1. В одном из своих поместий (или имений). 2. Жил барин (избавимся от повтора поместье, помещик).

Слайд 11

« В одном…этом, как его…ну…поместье жил

один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый, и он никого

не слушал, он всё делал так, как ему хоте-
лось, и все его боялись…»

«В одном из своих имений жил помещик Троекуров. Это был богатый самодур, которого все боялись».

Сравним

« В одном…этом, как его…ну…поместье жил один помещик Троекуров. Троекуров был здорово богатый,

Слайд 12
Кто

такой редактор?

Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги, статьи.
(Редактировать – проверять

и исправлять текст.)

1. Воздвигнута поражающая своим великоле-
пием овощная база.
2. Мы с сестрой громом аплодисментов встре-
тили бабушку.
3. Поведением Кости была возмущена вся об-
щественность класса.

Будьте редактором!

Кто такой редактор?Редактор исправляет, улучшает стиль текста книги,

Слайд 13
1. Построена большая овощная
база.

2. Мы с сестрой радостно встретили
бабушку.

3. Класс

был возмущён поведением
Кости.
Хорошо поработали!

1. Построена большая овощнаябаза.2. Мы с сестрой радостно встретилибабушку.3. Класс был возмущён поведениемКости. Хорошо поработали!

Слайд 14
Повторение на коротких отрезках
текста одних и тех же слов,

выбор
неточного слова из двух

или
нескольких близких по смыслу,
небрежность в построении высказы-
вания – всё это принято относить
к стилистическим ошибкам.

Запомни!

Повторение на  коротких отрезкахтекста одних и тех же слов, выборнеточного  слова  из

Слайд 15
1. Мы поражались его поразитель-
ной памяти.
2. Ближайшего соперника

он обо-
гнал, но остальных обогнать ему не
удалось.
3. Сначала появился

лесник, а
вскоре появились и все наши ребя-
та.

Будьте редактором!

1. Мы поражались его поразитель-ной памяти. 2. Ближайшего соперника он обо-гнал, но остальных обогнать ему неудалось.

Слайд 16
1. Мы удивлялись его поразитель-
ной памяти. (Ещё варианты?)
2.

Ближайшего соперника он обо-
гнал, но остальных опередить ему
не удалось.
3.

Сначала появился лесник, а
вскоре – и все наши ребята.

Молодцы!

1. Мы удивлялись его поразитель-ной памяти. (Ещё варианты?) 2. Ближайшего соперника он обо-гнал, но остальных опередить

Слайд 17
Опасность, которую таят в себе стилистические
ошибки, - это

бедность, невыразитель-
ность речи. Но они могут также вести к
неясности, двусмысленности

или же
попросту искажать смысл сказанного или
написанного:
Вдали зеленеют купоросы
(вместо кипарисы).

Осторожно! Опасность!..

Опасность, которую таят в себе стилистическиеошибки, - это бедность, невыразитель-ность речи. Но они могут также

Слайд 18
Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский).

«Колидор», «дилектор»,«магазин»,
«стаканы», «секёт свеклу», «пекёт
блины»,

«портфель».

Язык мой - друг мой?

Из стихотворения «Рассказ школьного портфе-ля» (Ю.Тимянский).«Колидор», «дилектор»,«магазин»,«стаканы», «секёт свеклу», «пекётблины», «портфель».Язык мой - друг мой?

Слайд 19


Как правильно?

Почему этот Петя так говорит?

От незнания норм литературного
языка или

в результате небрежного
отношения к слову?
Исправьте
!

Как правильно?Почему этот Петя так говорит?От незнания норм литературногоязыка или в результате небрежногоотношения к слову? Исправьте!

Слайд 20





Физкультминутка
«Правильно

– неправильно»

Ванька-встанька

Физкультминутка   «Правильно – неправильно»Ванька-встанька

Слайд 21
коридор табурет
звонит

клади (а не

ложи!)
красивее повесить
свёкла печёт, сечёт
средства обеспечение
копировать фанера, шинель

Говорите правильно !

коридор      табурет   звонит

Слайд 22

Опасность, грозящая языку,- это искажение
слов в результате невежества,

неверного их упо-
требления, неправильного ударения и произно-
шения. Искалеченные таким образом

слова
засоряют язык.

Важнейшее требование стилистики –правиль-
ность, точность и ясность, т.е.полное соответст-
вие слов тем понятиям, которые вы должны вы-
разить.

Искалеченные слова

Опасность, грозящая языку,- это искажениеслов в результате невежества, неверного их упо-требления, неправильного ударения и произно-шения.

Слайд 23

Лаконизм (краткость, сжатость речи)
«Краткость – сестра

таланта». (А.Чехов)



Плеоназм (лишние слова)
На

горизонте появились ледяные айсберги.




Это интересно!

Лаконизм (краткость, сжатость речи)    «Краткость – сестра таланта». (А.Чехов) Плеоназм (лишние слова)

Слайд 24

Найдите лишние слова.
1.Муму очень сильно привязалась к Герасиму.
2.Караван двигался

по песчаным барханам.
3.Мы вновь возобновили с ними переписку.
4.Я не успел закончить до конца эту работу.
5.Моя автобиография уместилась на страничке.
6.Всадники уже приближались ближе к дерев-
не.
7.На Камчатке много горячих гейзеров.

Федот, да не тот

Найдите лишние слова.1.Муму очень сильно привязалась

Слайд 25
1.Сильно
2.Песчаным
3.Вновь
4.До конца
5.Моя
6.Ближе
7.Горячих
Лишний Федот

1.Сильно2.Песчаным3.Вновь4.До конца5.Моя6.Ближе7.ГорячихЛишний Федот

Слайд 26




Индивидуальная работа
Будьте редактором!

Индивидуальная работаБудьте редактором!

Слайд 27
Для домашней работы

1. Подойдя

к дому, нас настиг сильный ливень.
2. В зоопарке мы видели

весело перелетающих
с ветки на ветку различных птиц, обезьян, бе-
лок, львов и других хищников.
3. Рыбаки возвращались домой с богатым уло-
вом. Они поймали семь окуней, пять караси-
ков, четыре плотвички, маленького щенка и
много разных других рыбок помельче.


Полминутки для шутки

Для домашней работы1. Подойдя к дому, нас настиг сильный ливень.2. В

Слайд 28

Чем стилистика поможет?
Какова роль стилистики?
Помогла ли

вам эта наука?
Правильно ли мы говорим?
В чём

нравственная роль
стилистики?

Конец - делу венец

Чем стилистика поможет? Какова роль  стилистики? Помогла ли вам эта наука? Правильно ли мы говорим?

Слайд 29

Берегите наш язык!

Берегите наш язык!

Слайд 30

Что значит «беречь» язык?

От кого или

от чего?

Разве у языка есть враги и ему


грозят какие-то опасности?
Что значит «беречь» язык?  От кого или от чего?  Разве у языка есть

Слайд 31

И.С.Тургенев:

«Берегите наш язык,
наш прекрасный русский

язык,
этот клад,
это достояние,
переданное нам
нашими предшественниками… »

Писатели о русском языке

И.С.Тургенев:«Берегите наш язык,

Слайд 32

Берегите его !
не портите!
не искажайте !
не засоряйте грубыми словами и
штампами !

наш язык –
великое сокровище народа !

Русский язык – живой организм


Слайд 33


Избранное из книги

«Песнь души»

(стихи учащихся Невельской школы)
Посвящаем…

Избранное из книги           «Песнь души»(стихи учащихся Невельской

Слайд 34
«Берегите речь родную…»
«Не забывайте обо мне!
О речи правильной,

хорошей…»
«Россия моя самая лучшая!
И язык в ней самый

родной!.. »
А.Спиридонова

«Русский язык любим,
Его навсегда сохраним!..»
«Россия, русское слово!
Как это нам, знакомо!» А.Матвеева
«Берегите речь родную…»«Не забывайте обо мне!  О речи правильной, хорошей…»«Россия моя самая лучшая!  И язык

Слайд 35
«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя,
Наша русская речь дорогая!..»

И.Сандригайло
«Русская речь – это наше богатство!
Сколько красивых есть русских слов!..»
«О русская речь, мы достойны тебя!
Спасём нашу речь от любого огня!»
О.Дроздова
«Да разве можно
Не любить родной язык!..» Л.Гончарова
«Сохраним, сбережём и взлелеем тебя,  Наша русская речь дорогая!..»

Слайд 36
«Русский язык знают везде,
Даже в самой далёкой стране!
На всю Россию

славится он.
Он – наш отец, а Земля – наш дом!
На

Земле мы живём,
По-русски говорим,
Наш русский язык
Навсегда сохраним!
Мы не забудем его никогда,
Он нам поможет везде и всегда!»
А.Матвеева
«Русский язык знают везде,Даже в самой далёкой стране!На всю Россию славится он.Он – наш отец, а Земля

Слайд 37

Д.С.Лихачёв:
«…Наш язык – это

важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело…
Учиться хорошей интеллигентной речи надо
долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
Но хоть и трудно – это надо, надо».

«Письма о добром и прекрасном»

Д.С.Лихачёв: «…Наш язык

Слайд 38


Нам Стилистика нужна!

И для нас она важна!
Всех

Стилистика научит,
Правильности речи учит!
Л.Семененко

Нам Стилистика нужна !

Нам Стилистика нужна!    И для нас она важна!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика