Слайд 1Пётр павлович ершов
«Конёк-горбунок»
Слайд 2Стр. 1-4 – Кто же он – П.П. Ершов?
Стр. 5
– Как создавалась сказка «Конек-Горбунок».
Стр. 6-10 – Узнаем о главных
героях.
Стр. 11-13 – Особенности стиля и
языка сказки.
Стр. 14-20 – П.П.Ершов и искусство.
Стр. 21–42 – «Проверь себя»!
Содержание
Слайд 3Кто же он - П.П Ершов?
Родился 6 марта 1815
г. в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Отец часто
менял места службы, и Пётр успел пожить в Петропавловске ,Омске, Берёзове.
В 1824 г. он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 г. отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.
Слайд 4В 1834 г. он написал стихотворную сказку «Конёк-горбунок». Успех её
был колоссален. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка
пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных местностях.
Слава пришла к поэту в 19 лет. Его охотно печатают, но всё, что выходит из-под пера, — лирические стихи, романтические поэмы, драматические повести — не идёт ни в какое сравнение с «Коньком-горбунком». Ершов был рождён сказочником.
Слайд 5В 1834 г. Ершов подал прошение о назначении учителем в
Тобольскую гимназию, которое было удовлетворено в 1836 г. В этот
период он пробует себя в лирике ,в модном жанре романтической баллады, пишет драматическую повесть в стихах «Фома-кузнец», либретто волшебной оперы «Страшный меч», «драматический анекдот» «Суворов и станционный смотритель».
Слайд 6В 1836 г. Ершов уехал в Тобольск, где прожил до
конца жизни. Здесь написана поэма «Сузге», многие лирические и юмористические
стихотворения, цикл рассказов «Осенние вечера», эпиграммы.
Пётр Павлович вёл большую просветительскую и воспитательную работу в Тобольске. Ершов не просто автор одной сказки — он замечательный русский сказочник, талант редкостный, яркий, «волшебный». Умер 30 августа 1869 г
Слайд 7Как создавалась сказка «Конёк-Горбунок»
В 1834 г. в журнале "Библиотека для чтения",
который издавал О.И. Сенковский, появилась первая часть ставшей впоследствии знаменитой сказки П.
П. Ершова "Конек-Горбунок". Автору ее было 19 лет, и он являлся студентом Петербургского университета. В том же году сказка была издана отдельной книгой. Пушкин отозвался на сказку Ершова восторженно: "Теперь мне можно и оставить этот род поэзии", как бы признавая приоритет юного сказочника, который не миновал ученичества у знаменитого поэта. Ершов задумал свою сказку, когда прочитал только-только появившиеся сказки Пушкина. В 1910-1930-е годы первые четыре строки «Конька-Горбунка» включались в собрания сочинений Пушкина, но позже было решено не печатать их вместе с пушкинскими произведениями, так как свидетельство Смирдина можно понимать скорее так, что Пушкин эти стихи только отредактировал.
Слайд 8Узнаем о главных героях
ИВАН-ДУРАК - Дурак («У старинушки три
сына:
Старший умный был детина,
Средний
сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.»)
Работящий («Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.»)
Лентяй («Стало в третий раз смеркаться,
Надо младшему сбираться;
Он и усом не ведет,
На печи в углу поет
Изо всей дурацкой мочи:
«Распрекрасные вы очи!»)
Слайд 9Хвастливый («Эхе-хе! так вот какой
Наш воришко!.. Но, постой,
Я шутить ведь
не умею,
Разом сяду те на шею.
Вишь, какая саранча!»)
Смелый (И, минуту
улуча,
К кобылице подбегает,
За волнистый хвост хватает
И прыгнул к ней на хребёт —
Только задом наперёд.)
Лживый («Всю я ноченьку не спал,
Звезды на небе считал;
Месяц, ровно, тоже светил, —
Я порядком не приметил.
Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то — что те плошки!
Вот и стал тот черт скакать
И зерно хвостом сбивать.
Я шутить ведь не умею —
И вскочил ему на шею.
Уж таскал же он, таскал,
Чуть башки мне не сломал.
Но и я ведь сам не промах,
Слышь, держал его, как в жомах.
Бился, бился мой хитрец
И взмолился наконец:
Слайд 10Честный («Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он
у вас коней не крал»)
Опрятный (Тут надел он свой кафтан,
Опояской
подвязался,
Приумылся, причесался,
Кнут свой сбоку прицепил
Словно утица поплыл.)
Находчивый («Ты увидишь здесь поляну;
На поляне той гора,
Вся из чистого сребра;
Вот сюда-то до зарницы
Прилетают жары-птицы
Из ручья воды испить;
Тут и будем их ловить».)
Остроумен («Постой немножко,
Прикажи сперва окошко
В почивальне затворить,
Знашь, чтоб темень сотворить».)
Смелый, находчивый ( Вот Иван к котлам поднялся,
Глянул в них -- и зачесался.
"Что же ты, Ванюша, стал? --
Царь опять ему вскричал. --
Исполняй-ка, брат, что должно!"
Говорит Иван: "Не можно ль,
Ваша милость, приказать
Горбунка ко мне послать.
Я впоследни б с ним простился". )
Слайд 11ЦАРЬ
Важный (Царь смотрел и дивовался,
Гладил бороду, смеялся
И скусил пера конец.)
Самовлюбленный
(«Я хоть стар, да я удал! -
Царь царице отвечал. -
Как
немножко приберуся,
Хоть кому так покажуся
Разудалым молодцом.
Ну, да что нам нужды в том?
Лишь бы только нам жениться».)
Злой (Царь, прищурясь глазом левым,
Закричал к нему со гневом,
Приподнявшися: «Молчать!
Ты мне должен отвечать:
В силу коего указа
Скрыл от нашего ты глаза
Наше царское добро -
Жароптицево перо?
Что я — царь али боярин?
Отвечай сейчас, татарин!»)
Вредный (Царь, затрясши бородою:
«Что? Рядиться мне с тобою? -
Закричал он. — Но смотри,
Если ты недели в три
Не достанешь Царь-девицу
В нашу царскую светлицу,
То, клянуся бородой!
Ты поплатишься со мной!
На правёж — в решетку — на кол!
Вон, холоп!»)
Слайд 12КОНЁК-ГОРБУНОК
«игрушечный» рост в три вершка, аршинные уши, которыми удобно «хлопать
с радости», да два горба
Товарищ, всегда поможет в беде, преданность
(На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,
В голод хлебом угостит,
В жажду мёдом напоит.)
Конёк - воплощённая сущность Ивана - являет подлинное содержание человеческого - не сказочного бытия, главное в котором - доброта, желание оказать помощь, любовь, дружба, не построенная на расчёте.
Слайд 13Особенности стиля и языка
Разновидность жанра
Волшебная сказка (животные наделены человеческим
поведением, число 3 встречается на протяжении всей сказки и является
ведущим числом)
Особенности стиля и речи
Стремясь сохранить литературную и народную сказку Ершов воссоздает в своем произведении манеру фольклорного жанра. Он часто обращается к читателю:
Но теперь мы их оставим,
Снова сказкой позабавим
Православных христиан,
Что наделал наш Иван,…
“Эх, послушай, люд честной!
Жили-были муж с женой,
Муж то примется за шутки,
А жена за прибаутки,…….”
А так же начинается рассказ о каких- либо событиях с частицы ”ну”:
Ну-с, так вот! Раз Данило
(В праздник, помниться, то было),
Натянувшись зельно пьян,
Затащился в балаган….
Ну-с, так едет наш Иван
За кольцом на океан.
Горбунок летит, как ветер,…
И как народный рассказчик прерывает изложение, поясняя что-то либо непонятное слушателю:
Тут, уклав его в ларец,
Закричал(от нетерпенья),
Подтвердив своё веленье
Быстрым взмахам кулака:
«Гей ! позвать мне дурака!»…..
Такой прием, как обращение к читателю создает ощущение общения.
Слайд 14Особенности сказки.
Прием троекратного повторения:
Три сына, три ночи караулили, три утрени
зари, три вершка, три коня, три службы Ивана, три котла,
три луковки.
Наличие повторов:
число 3 повторяется в сказке. (18 раз).
В сказке Ершова используется много присказок, прибауток, пословиц ,поговорок:
Та-ра-ра-ли, та-ра-ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу;……
Это присказка ведется,
Сказка после начнётся….
Как у наших у ворот
Муха песенку поёт:
«Что дадите мне за вестку?
Бьёт свекровь свою невестку:
Посадила на шесток,………»
Автор их использовал с целью помочь осознать богатство и величие родного языка, ощутить необходимость совершенствовать свои знания, повышать свою культуру.
Слайд 15Так же, в сказке присутствует много уменьшительно-ласкательных слов: трубушка, шесток,
Иванушка, конек, минутки, мужички, мальчишки, Ванюша – это доказывает нам
положительное отношение автора к героям и его позитивный настрой.
В сказке наблюдается частое употребление устаревших слов: крестьянин, недалече, сенник, царь, дворяне, терем, челядь – автор их использует, чтобы конкретнее показать то время.
Встречается много глаголов повелительного наклонения: послушай, не ходи, не кажись, смотри, не забывай, вспомни, слушай, беги, постой, помоги, помилуй – они использованы, чтобы показать экспрессию событий.
Разнообразие эпитетов: люд честной, крещеный мир, первый вечер, хоромы золотые, отцы родные, светлая страна, темное облако, белый парус, царь морской – автор из использовал, чтобы более красочно показать героев, предметы, события.
В конце сказки формула-концовка: Я там был, Мед, вино и пиво пил, по усам хоть и бежало, в рот ни капли не попало!
Слайд 16П.П.Ершов и искусство
Самому писателю и его сказочным героям были поставлены
памятники.
Памятник Петру Павловичу Ершову расположен в г. Тобольск в сквере им. Ершова. Он располагается
в нагорной части города недалеко от Тобольского кремля. Памятник был открыт в 2008 г. Скульптура изображает молодого писателя в руках с книгой и пером. К его ногам прижимается маленький Конёк-горбунок, стоящий на задних ногах. Надпись на памятнике простая, в старорусском стиле: «ПЕТРЪ ПАВЛОВИЧЬ ЕРШОВЪ». Сквер также украшают: скульптура Иванушки с Коньком-горбунком, Жар-птица, Кит с Тобольским кремлём на спине и Царь, прыгающий в котёл.
Иванушка с коньком-гобунком
Слайд 18«Царь, залезающий в котел»
«Памятник Ершову»
Слайд 19По самому крупному произведению Ершова -«Конёк-Горбунок» проводятся спектакли. Постановка: МХТ
им. Чехова; Режиссера Евгения Писарева
Слайд 20«Конёк-Горбунок, или Царь-девица» — балет по одноимённой сказке Петра Ершова. В 4
актах и 9 картинах. Композитор Цезарь Пуни, автор либретто и
балетмейстер Артур Сен-Леон.
«Конёк-Горбунок» — балет по одноименной сказке П. П. Ершова. В 4 актах 8 картинах с прологом и эпилогом. Композитор Родион Щедрин, авторы сценария — балетмейстер Василий Вайнонен и драматург Павел Маляревский.
Слайд 21«Конёк-Горбунок» — советский рисованный мультипликационный фильм, созданный на студии Союзмультфильм режиссёром
Иваном Ивановым-Вано в двух версиях — 1947 и 1975 года. Снят
по одноимённой сказке Петра Ершова.
«Конёк-Горбунок» — советский полнометражный цветной художественный фильм-сказка, поставленный на студии «Союздетфильм» в 1941 году режиссёром Александром Роу по мотивам одноимённой сказки Петра Ершова и русских народных сказок. Премьера фильма в СССР состоялась 31 июля 1941 года.
Слайд 23Вопрос № 1
Сколько сыновей было у отца?
один
два
три
Слайд 24Вопрос № 2
Сколько коней, вместе с Коньком-горбунком, Иван получил от
кобылицы, которая помяла пшеничное поле?
одного
двух
трёх
Слайд 25Вопрос № 3
Что решил надеть Иван, чтобы не обжечься, хватая
жар-птицу?
малахай
рукавицы
кафтан
Слайд 26Вопрос № 4
Во что посадил Иван Жар-птицу, которую поймал?
в золотую
клетку
в мешок
в бочку
Слайд 27Вопрос № 5
Кто главный помощник Ивана в сказке?
братья
Конек-горбунок
жар -птица
Слайд 28Вопрос № 6
Что выращивали на своем поле братья?
пшеницу
репу
картошку
Слайд 29Вопрос № 7
Найдите имя героя, которого нет в сказке.
Гаврило
Степан
Данило
Слайд 30Вопрос № 8
Царь захотел искупаться в трёх котлах, чтобы:
быть чистым
стать молодым красавцем
умереть
от горя
Слайд 31Вопрос № 9
Кто такой Спальник в сказке?
отец Ивана и его братьев
тот, кто всё время спал
главный царский конюх
Слайд 32 Вопрос № 10
Где жил старик со своими сыновьями?
в деревне
в
селе
в городе
Слайд 33 Вопрос № 11
В начале повествования
о неком персонаже говорится: «… вовсе был дурак». В конце
концов он сделал головокружительную карьеру. А какая участь постигла его предшественника на высшем посту?
Сварился
Занял пост ещё выше
Стал дураком
Слайд 34 Вопрос № 12
Кто произнес эти слова, прочитав
произведение «Конек-горбунок»: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»?
М.Ю.Лермонтов
Л.Н.Толстой
А.С.Пушкин
Что делал в первую очередь человек в сказке, войдя
в избу?
Здоровался
Молился на икону в красном угле комнаты
Проходил в спальную комнату
Слайд 36Вопрос № 14
Кто стал врагом Ивана во дворце?
Спальник
Жар-птица
Конек-горбунок
Слайд 37 Вопрос № 15
В какую сторону света,
ездил Иван исполнять задания царя?
На Юг
На Восток
На Запад
Слайд 38 Вопрос № 16
Назовите родственных людей Царь –
девицы.
Мать-солнце, брат- месяц
Мать
– месяц, брат – солнце
Сестра- солнце, отец- ветер
Слайд 39 Вопрос № 17
Кому из героев сказки принадлежат
эти слова:
«Я с повинной головою,
Царь, явился пред
тобою,
Не вели меня казнить,
Прикажи мне говорить.»?
Спальнику
Жар-птице
Коньку-горбунку
Слайд 40 Вопрос № 18
Кому из
героев сказки принадлежат следующие слова:
Всю я ноченьку не спал;
На моё
ж притом несчастье,
Было страшное ненастье:
Дождь вот так ливмя и лил,
Рубашонку всю смочил.»?
Гавриле
Даниле
Ивану
Отцу Иванушки
Слайд 41 Вопрос № 19
Кому из героев сказки принадлежат
следующие слова:
«Будьте милостивы, братцы!
Дайте чуточку подраться.
Распроклятый тот
карась
Поносил меня вчерась
При честном при всём собранье
Неподобной разной бранью.»?
Гавриле
Ёршу
Царю
Даниле
Слайд 42Вопрос № 20
Кто и о ком говорит эти слова?
«Ражий
парень, хоть куды!
Волос гладкий, сбоку ленты,
На рубашке прозументы,
Сапоги как ал
сафьян…»?
Царский спальник об Иване-дурачке
Жар-птица об Иване-дурачке
Иван-дурачок о Царе