Слайд 1Дмитрий Николаевич Куликовский
Слайд 2Родился в помещичьей семье Таврической губернии Херсонского края в 1853
г.
Учился в симферопольской гимназии.
Высшее образование получил в Петербургском, а затем
в Новороссийском университете.
Слайд 3По окончании университета работал в Петербурге у известного санскритолога И.П.
Минаева, благодаря которому познакомился с с лингвистическими теориями В. Гумбольдта,
Штейнталя, Лацаруса, Макса Мюллера, Лазаря Гейера и др.
Минаев И.П.
Слайд 4В молодости увлекался социалистическими идеями, в 1877 г. Косприративно в
Женеве была издана его брошюра «Записки южно-русского социалиста». Но никогда
не был активным участником какой-либо партии.
Слайд 5Пробыв 5 лет за границей, защитил в московском университете этюд
«Разбор
ведийского мифа о соколе, принесшем цветок Сомы» и стал приват-доцентом
в Новороссийском университете.
Слайд 6В 1885 г. Защитил диссертацию на степень магистра в Харькове
по теме: «Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности».
В 1887 г.
Защитил диссертацию на степень доктора по теме: «К истории культа огня у индусов в эпоху вед».
Слайд 7Получил место профессора в Казанском университете, за тем перевелся в
Харьковский университет, где и началась его основная историко-литературная деятельность.
К началу
90-х г.г. начал применять психологический метод, разработанный на основе принципов А.А. Потебни в основном к проблемам теории и психологии художественного творчества.
Слайд 8Преподавал также на Высших женских курсах, где читал лекции по
психологии художественного творчества.
В 1907 г. Был избран почетным академиком Петербургской
академии наук. Преподавал сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит.
Слайд 9Был редактором «Записок императорского харьковского университета» и одним из редакторов
журнала «Вестник Европы» (1913- 1918). Его научные интересы были связаны
с изучением синтаксиса русского
языка, теории и истории языкознания, психологии творчества.
Слайд 10Труды:
«История русской интеллигенции»;
Статьи по теории литературы «Психология мысли и чувства»,
«Художественное творчество»;
Монография «Н.В. Гоголь»;
Книги: «А.С. Пушкин», «И.С.Тургенев», «Л.Н. Толстой»;
«Этюды о
творчестве А.П. Чехова»;
Слайд 11Труды:
«Воспоминания»;
«Грамматика русского языка»;
Теория поэзии и прозы»;
«Язык и искусство»;
«Руководство к изучению
синтаксиса русского языка» и т.д.
Слайд 12«История русской интеллигенции»
Итоги русской художественной литературы XIX века. В 2-х
частях.
В этой книге Овсянико-Куликовский, рассматривая литературные образы в одном ряду
с реальными историческими лицами, изучает развитие и смену «общественно-психологических типов» (Чацкий — Онегин — Печорин — Рудин и т. д.).
Слайд 13Будучи литературоведом, Овсянико-Куликовский рассматривает историю русской интеллигенции на материале художественной
литературы и отчасти публицистики. Психологические портреты литературных персонажей, начиная с
Онегина, Чацкого и Печорина и заканчивая героями произведений А. П. Чехова и П. Д. Боборыкина, даются во взаимосвязи с общественной атмосферой каждой конкретной эпохи. Но, как часто бывает с талантливо написанными книгами, самый яркий персонаж «Истории русской интеллигенции» — её автор.
Слайд 14В настоящем издании представлена история русской интеллигенции, изучаемая по данным
художественной литературы XIX в. Эти данные автор проверяет и комментирует
сведениями, полученными из произведений литературной критики, мемуаров, писем и других документов рассматриваемой эпохи. Литературные образы Овсянико-Куликовский рассматривает наряду с реально существовавшими людьми, в историческом аспекте.
Вторая часть книги посвящена русской литературе 1850—1880-х гг. и начинается очерком ранней (1850-х гг.) сатиры Салтыкова-Щедрина, в которой автор останавливается преимущественно на ее демократических и народнических элементах, по существу совпадающей с направлением поэзии Некрасова. Это совпадение было одним из знамений времени. Большая часть русской литературы совершила тогда поворот в сторону крестьянства, защиты его интересов, подготовке умов к необходимости упразднения крепостного права, пропаганды гуманного отношения к «мужику», сопровождавшейся его идеализацией. Довольно подробно рассматривается до сих пор злободневная «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
Слайд 15Далее Овсянико-Куликовский касается особого духа времени реформ Александра II —
1860-х гг., рассматривает возникшие и распространившиеся тогда литературные направления. По
его мнению, удачно отображает то время роман «Дым» Тургенева. Много внимания он уделяет Базарову из «Отцов и детей» как отрицателю и общественно-психологическому и национальному типу. Рассматривается творчество Глеба Успенского, Ф.М. Достоевского в 1870-х гг., роман П.Д. Боборыкина «На ущербе». Обращается внимание на проблему взаимоотношений интеллигенции и народа, особенности поколения 1870-х гг. В приложение включены статьи «Чаадаев и русское национальное самоотрицание» и «Бельтов».
Слайд 16В 1896 появляются "Этюды о творчестве И. С. Тургенева", где
впервые нашла применение методология литературоведа-психолога.
Слайд 17Минус его работ
Основной порок научно-литературных работ Овсянико-Куликовского лежит в субъективно-идеалистических
основах его методологии.
Слайд 18Итоги:
Критические очерки о проблемах теории литературы;
Постановка проблем психологии творчества;
Новые литературные
теории и гипотезы;
Проблема «понимания» как творческого акта»
Слайд 19Итоги:
Теория «наблюдательного» и «экспериментального» искусства;
Проблема реализма в искусстве;
Теория лирики как
творчества ритмов в отличие от драмы, эпоса как образной поэтики;
Развивал
положение об «изначальной образности языка»