Слайд 2Цель нового образования
Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее
такую ключевую компетенцию, как умение учиться»
(из материалов «Стандарты второго поколения»)
Слайд 3Новые цели требуют нового подхода к содержанию!
Количество информации
в мире каждые 10 лет удваивается
Развитие умения работать
с информацией
Слайд 43) После чтения текста
– концептуальная беседа, – рефлексивное чтение
Результат:
понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации
2) Во время чтения
текста
– изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста
До чтения текста
– просмотровое чтение
– ознакомительное чтение
Результат:
предвосхищение чтения, создания мотива для чтения
Слайд 51-й этап.
Работа с текстом до чтения
Цель: прогнозирование будущего чтения.
Задание:
предположите, о чем данный текст (его направленность) по:
названию
имени автора
- иллюстрациям (перед текстом)
выделенным словам (просмотровое чтение)
- привлекая предшествующий читательский опыт
↓
мотивирование чтения
Слайд 62-й этап.
Работа с текстом во время чтения
Изучающее чтение (вслух
/ про себя; индивидуально / классом) в сочетании с разными
приемами (комментированное чтение, диалог с автором, словарная работа и т.д.)
ПРИЕМ: диалог с автором
Видеть в тексте прямые и скрытые Вопросы (выход на подтекстовый смысл)
Прогнозировать Ответы на эти вопросы
Проверять свои прогнозы, по ходу чтения
↓
интерпретация текста
Слайд 7Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания
– это прием работы с текстом во время его чтения.
С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Слайд 8Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1)
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые;
2)
включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
Слайд 9
3) Научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения.
Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в
неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
4) Помочь обучающимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.
Слайд 10
Это возможно сделать уже в конце 1-го класса. Г.Г. Граник
предлагает при таком переходе от совместного обучающего чтения к чтению
самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы:
В – вопрос (найди, задай),
О – ответ (ответь на этот вопрос),
П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста),
З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало).
Слайд 11Что такое комментированное чтение?
На этапе работы с текстом
во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания
текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Слайд 12Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
А.
Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в
роли квалифицированного читателя.
Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
Слайд 13
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в
беседу!
Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно
необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.
Слайд 14
Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуем
использовать следующие способы:
а) рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком),
за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме, «свернутый»;
б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели? Представили?» и др.);
Слайд 153-й этап.
Работа с текстом после чтения
Концептуальная (смысловая) беседа по
тексту.
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований,
оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов
↓
корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом
Слайд 16Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Творческое
задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении.
В читательскую
деятельность ребенка включены четыре сферы:
эмоциональная, воображения, осмысления содержания, реакция на художественную форму.
Слайд 17
Самая развитая у читателей этого возраста сфера – осмысление содержания.
Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой
сферой: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя и др.
Слайд 18Какие общеучебные умения развивает технология формирования типа правильной читательской деятельности
?
Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
Организационные – умение работать по плану (алгоритму)
Слайд 19Метапредметные результаты
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Слайд 20Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных
обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате
совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты
Слайд 21Личностные результаты
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых
норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально
«проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Слайд 22Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Слайд 23Список использованной литературы.
«Образовательная система "Школа 2100". Сборник программ».
«Букварь. Учебник по
обучению грамоте и чтению». Бунеев Рустэм, Бунеева Екатерина, Пронина Ольга
http://www.school2100.ru/school2100/nashi_tehnologii/reading.php