Слайд 1Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941)
(2 (14) августа 1865, Санкт-Петербург, Российская империя
— 9 декабря 1941, Париж, Франция)
русский писатель, поэт, критик,
переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель.
Яркий представитель Серебряного века, один из основателей русского символизма. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так её и не получил.
Слайд 2отец и юность
Отец Д. С. Мережковского был удачливым чиновником, дослужившимся
до действительного тайного советника, т. е. до чиновника 1-го класса
по табелю о рангах, что соответствовало генерал-фельдмаршалу.
Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах. Окончил филологический факультет Петербургского университета.
Слайд 3Отрочество и творчество
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус,
ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и
религиозно-философских начинаний.
Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
Слайд 41892-модернизм
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы
В истории русской
литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма.
С
именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному».
Слайд 5Обществ. жизнь
Был достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал
участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами (в
том числе Б.Савинковым и А.Керенским). Масон, как и А.Керенский, вместе с ним состоявший в так называемой "ложе Мережковского". При этом жена Д. С. Мережковского, Зинаида Гиппиус, также являлась участницей этой ложи. Участвовал в деятельности масонских лож в эмиграции. Принадлежал к мистическому кругу Александра Блока, являясь его близким другом. Был дружен с А.Белым.
Слайд 6Революция и эмиграция
Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и
с 1919 г. находились в эмиграции.
В конце 1919 года вместе
с Гиппиус, Философовым и В. А. Злобиным через Бобруйск, Минск и Вильну выехал в Польшу, затем обосновался во Франции. После эмиграции творчество Мережковского было предано полному забвению в СССР. В литературоведческих работах советского времени если и упоминался, то исключительно как «реакционер», христианский мистик и символист; стихотворения Мережковского, впрочем, изредка перепечатывались в антологиях.
Слайд 7Последние годы жизни
После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор
историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из
русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
Был подвергнут бойкоту части эмиграции. Умер в бедности в оккупированном Париже.
Волна интереса к Мережковскому за рубежом пришлась на рубеж 1950—1960-х. В России новое знакомство с наследием писателя началось на рубеже 80-90 годов XX века.
Слайд 8Интересные факты
В конце 1930-х годов он изучал идеи фашизма как
антагонизм коммунизму. В 1939 лично встречался с Муссолини (правда по
большей части для того, чтобы Муссолини помог ему напечатать «Данте») и, вероятно, был знаком с Муссолини именно по масонской линии. В нём Мережковский, вместе с Гиппиус настроенный резко отрицательно по отношению к советской власти — «маленьким красным дьяволам», видел возможного спасителя Европы от «коммунистической заразы».
В 1941 после нападения фашистской Германии на СССР появилась легенда о том, что Мережковский выступил на парижском радио с благословениями Гитлеру, сравнивая его с Жанной Д’Арк, произнеся радиоречь «Большевизм и человечество», в которой говорит о большевизме как об абсолютном зле и призывает к крестовому походу против него, говорил о победе духовных ценностей, которые несут на своих штыках немецкие рыцари-воины.