Слайд 1 Воспитание духовной культуры на уроках русского языка и литературы
Слайд 2
Актуальность темы
ФГОС ООО
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей
современной государственной политики Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие граждан России
является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Слайд 3Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и
укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и
оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Слайд 4Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания,
недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное
в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Слайд 5Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование
и духовно-нравственное развитие личности гражданина
Слайд 6
Под духовно-нравственным воспитанием и развитием будем подразумевать содержательное становление личности
ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в
отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни
Слайд 7Цель педагогической деятельности
Средствами русского языка способствовать формированию личности
ребёнка, ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью к самосовершенствованию, способной
принимать решения и брать ответственность за своё нравственное и физическое здоровье.
Слайд 8 Задачи:
-работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у
учащихся познавательных интересов и мотивации к учению;
-выстраивать индивидуальные траектории развития
личности учащегося;
-способствовать формированию осознанности действий — механизма соотнесения своих действий с морально-нравственными принципами общества;
-овладевать современными технологиями обучения, в том числе информационно-коммуникационными
Слайд 9Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках развития речи
Основным условием
духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир,
осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний,
формирование системы ценностей.
Слайд 10 5 класс Осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия
действительности
Сочинения-миниатюры :
«Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?»,
«Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?»
Творческие задания:
«Рассказ от лица другого»,
«Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» , «Я бездомная собака» и т. д.
Слайд 11Предполагаемый результат
Развитие душевной чуткости, эмпатии.
Преодоление «отчуждения» знания.
Переоценка собственного поведения
и
отношения к окружающим.
Слайд 12 6 класс Написать рассказ о самом себе с элементами
самоанализа
«Когда я был маленьким»
«Случай, ставший уроком»
«Моё
открытие»
Сочинения-перевоплощения
«Я — последний осенний листок»
«Я — летний дождь»
Слайд 13 Предполагаемый результат
Выполнение данных этюдных работ
способствует самопознанию подростков.
Даёт
возможность ребёнку поразмышлять
о своём месте в мироздании, развивать общее духовное
мироощущение
Слайд 147 класс Написание сочинений- рассуждений
«Моё Я такое разное», «Я — умный»,
«Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?»,
«Случай, ставший уроком», «Кого я вижу в зеркале?»
Слайд 15Предполагаемый результат
Концентрация внимания ребёнка на различных сторонах осмысления собственного
Я.
Осознание нравственных категорий, их значение для человека.
Ориентация
на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу.
Формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта
Слайд 16 Работа со словарями.
Работа со словарями — этимологическим, орфографическим, фразеологическим,
словарём синонимов и др
Обращать внимание учащихся на богатство и
высокую духовность русского языка, акцентировать, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира , например: добродетель, доблесть, благодарность.
Слайд 17Подбор текстов
Использование текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных
ценностей жизни.
Какого
волка ты кормишь?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...
Слайд 19 Синонимы, антонимы
Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить
сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках,
во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему.
Слайд 20
При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность
нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными
ему.
Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, сочувствие, нежность , любовь, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д.
Слайд 28Воспитание духовной культуры на уроках литературы
Слайд 29
Слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только
в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь
к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.
Слайд 30
Цель уроков литературы:
Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Формирование внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.
Слайд 31биография писателя
Формированию духовно-нравственных ценностей способствуют различные типы учебного материала
обзорные темы
Анализ
художественного произведения
Слайд 32 В наше непростое время педагогу предстоит
довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо
и что такое плохо», но и научить ребенка жить по-христиански, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления. Этот процесс маленького человека ни в коем случае не может быть насильственным. Ребенок, незаметно руководимый взрослым, сам способен понять, как необходимо строить ему свою жизнь.
Слайд 33Нравственное воспитание эффективно осуществляется на уроках литературы. На материале рассказа
В.Г Распутина «Уроки французского» учитель воспитывает у учащихся чувство долга,
справедливости, чувство собственного достоинства и уважение этих чувств в других людях, благодарность за сделанное добро и негативное отношение к азарту ,«стадному инстинкту», насилию.
Слайд 34 В.Г Распутин «Уроки французского»(рассказ).
Слайд 36А.П. ПЛАТОНОВА «ЮШКА»
О чем произведение Платонова?
Какие мысли возникли у вас
после прочтения рассказа?
Слайд 37Запишите слова , чувства, эмоции, которые пришли к вам, когда
вы слушали эти строки.
Милосердие
Сострадание
Сочувствие
Ответственность
Гуманность
Слайд 38Л. Андреев.
Чтобы понять, есть ли у животных
душа, надо самому иметь душу.
А. Швейцер
Рассказ «Кусака»
Слайд 39В.Астафьева «Конь с розовой гривой»
Слайд 40
…Совесть? Что она для человека? Почему именно это качество является
важнейшим достоинством человеческой души? Эти вопросы волновали и продолжают волновать
сердца людей, ведь во все времена
«чистая совесть» была величайшим благом для человека.