Слайд 1Русская литература на рубеже веков.
Цель: дать представление о тенденциях русской
литературы конца 19 начала 20 века,
Дать толкование понятий «серебряный век», « модернизм», « декаданс».
Слайд 2
Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков.
Великие гуманисты
19 века – Пушкин, Достоевский – дорожили Россией, исповедовали идеи
соборности, согласия, гармонии всех классов и сословий, национальной целостности.
Слайд 3
Куприн, Бунин, Короленко, Шмелев продолжали традиции Пушкина и Достоевского, привнося
в литературу свою эстетическую новизну и уникальность. Воспитанные на духовной
христианской культуре, они стали свидетелями внедрения в сознание русского общества различных философских идей и направлений, как русских, так и заимствованных.
Слайд 4Понятие «серебряный век»
Серебряный век — период в истории русской культуры ,
хронологически связываемый с началом 20 века, совпавший с эпохой модернизма.
Выражение
было впервые употреблено в 1929 году Николаем Оцупом , русским поэтом и переводчиком , известным также успешной организаторской и издательской деятельностью в России и в эмиграции.
Слайд 5
Серебряный век
Первоначально определение «серебряный век» характеризовало вершинные явления поэтической
культуры - творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других выдающихся поэтов.
Определение
« серебряный век» относится и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. Оно стало синонимом понятия « культура рубежа веков».
Слайд 6Серебряный век
Новокрестьянская поэзия
Футуризм
Акмеизм
Символизм
Слайд 7Направления в литературе на рубеже веков
Неореализм
Пролетарская поэзия
Модернистские течения
Авторские раздумья о
судьбах человека и мира предполагали сотворчество с читателями, соучастие, звали
к диалогу, к дискуссии.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление в литературе, связанные с конкретными задачами социальной борьбы.
Модернизм ( от фр. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и в искусстве по сравнению с искусством прошлого.
Его цель : создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира средствами искусства.
Слайд 8Пролетарские поэты
- своими произведениями привлекали внимание к тяжелому положению трудящихся,
экспрессивно передавали некоторые общественные настроения,
- их революционные песни и пропагандистские
стихи были ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, способствовать идеологической подготовке к классовым боям.
Слайд 9Течения модернизма
символизм
акмеизм
футуризм
Слайд 10Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя
пустынная душа.
Слайд 11 В статье « Партийная организация и партийная
литература» ( 1905 г.) Ленин вводит принцип
« партийной литературы» в противовес
« литературному индивидуализму» :
« литература не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела».
Литература должна была стать, по словам Ленина, придатком политики, орудием борьбы, «управляемым винтиком одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса»
Слайд 12Ленин о свободе творчества
О свободе творчества Ленин высказался
так: «Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (
или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
Слайд 13 Брюсов писал :
«
… поскольку вы требуете веры в готовые формулы, поскольку вы
считаете, что истины уже нечего искать, ибо она у вас, - вы враги прогресса. Вы наши враги».
Д.Философов увидел в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности»
Слайд 15Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов
- все герои ищут духовную гармонию,
но никак не могут ее найти,
- жизнь по какому-либо идеологическому
шаблону, миропонимание, основанное на фиксированной системе ценностей, осмысливаются как пошлость,
- отсутствие острых сюжетов,
- героев на главных и второстепенных разделить можно весьма условно,
- субъективная рефлексия ( самоанализ, размышления героев, осмысление ими своих поступков),
- тонкая лирическая ирония.
Слайд 16Темы реалистической литературы
Летопись народного разорения
( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов)
Политическая повесть ( Вересаев)
Социалистический реализм ( Куприн, Мамин-Сибиряк, Серафимович)
Изображение русского
быта ( Бунин, Андреев, Куприн, Сологуб, Гиляровский)
Отражение событий русской революции 1905-07 года ( Ремизов, Сергеев-Ценский, Зайцев)
Реалистическая проза ( Шишков, Горький, Пришвин, Шмелев, Зайцев)