Слайд 1ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ
МАТЕРИАЛОВ ПО
ЛИТЕРАТУРНОМУ
ТВОРЧЕСТВУ
(методические
рекомендации юным поэтам, прозаикам и журналистам )
Слайд 2Этапы работы над материалом
оформление идеи материала
сбор фактов
анализ фактов
и составление плана материала
набрасывание черновика
переработка и отделка текста
Слайд 3Первый этап
Первое: идея.
Часто она бывает самоочевидной.
Происходит
важное событие в какой-либо сфере общественной жизни — и сочинение (стих, проза) должны дать материал об этом.
У учащегося, имеющего постоянное тематическое задание, многие идеи возникают автоматически.
Но учащийся высокого класса находит идеи вне пределов обыденного.
Слайд 4Второй этап
На втором этапе,
собирая информацию, все время помните, что материал - это подборка
фактов, мастерски изложенных и умело скомпонованных.
На этом этапе вы еще не можете знать, какие из них войдут позже в материал. Поэтому набирайте как можно больше фактов, особо отмечая те, которые помогут создать у читателя ощущение его присутствия на месте происшествия.
И если в материале использованы все факты из вашего блокнота или диктофона, это означает, что вы недобрали фактического материала.
2
Слайд 5Третий этап
И вот вы переходите к
третьему этапу - анализу фактов и составлению плана материала.
Что будет квинтэссенцией вашей статьи, эссе,стиха,прозы? - спрашиваете вы себя.
О чем она на самом деле?
Иногда полезно определить суть материала одним кратким предложением.
Такое упражнение помогает принести ваши мысли в порядок.
3
Слайд 6Третий этап
На третьем этапе вы должны принять несколько
решений.
Какие факты (впечатления, воображение, фантазии) наиболее яркие?
Какие
резонные вопросы могут возникнуть у читателей и на какие из них они захотят получить ответы в вашем материале?
3
Слайд 7Третий этап
Есть и другие важные решения.
✔ Каким будет тон стиха(прозы,статьи,эссе)?
Тон должен соответствовать содержанию материала.
3
Слайд 8Структура материала
О структуре материала
Один из вариантов
- “п е р е в е р н у т а я п и р а м и – д а”, когда самые важные факты сконцентрированы в лиде, а все остальные расположены последовательно по степени убывания значимости.
В варианте “перевернутая пирамида” в одном-двух вступительных абзацах материала даются ответы на пять вопросов: что, где, когда и почему, как.
“Перевернутая пирамида”, широко используемая в материалах информационных агентств, позволяет сокращать материалы с конца.
Слайд 9Структура материала
Другой вариант – о ч е р к о
в ы й л и д, иногда называемый затяжным
лидом.
Он имеет бесчисленное множество вариаций, и ему отдают предпочтение, если нет риска, что концовка материала будет сокращена из-за нехватки места на полосе.
В любом случае структура материала должна быть тщательно продумана.
Слайд 10П л а н
Пользуйтесь планом, который работает на вас.
Разные журналисты
составляют планы по-разному. Некоторые составляют схему, отдаленно напоминающую план школьного
сочинения.
Другие готовят простую схему, перечисляя “обязательные” факты и располагая их по номерам - 1. 2. 3...
Третьи могут просто отмечать красными чернилами нужные факты из записанных в блокноте.
Слайд 11План
Каким бы ни был наш метод, вы
должны решить, в каком порядке подавать факты, и затем сгруппировать
все родственные так, чтобы подать их в одной связке.
Главным недостатком многих материалов является то, что родственные факты разбросаны.
Без плана вы обязательно запутаетесь.
Слайд 12Концовка
Постарайтесь сделать концовку запоминающейся, заставляющей
читателя испытать такие же эмоции, какие испытали вы, когда писали
материал.
Слайд 13Работа над черновиками
Подготовив всё, вы садитесь за компьютер, с тем
чтобы набросать первый черновик. Начинается четвертый этап.
Думается, что на
этом этапе условия работы идеальны, так как времени писать и переписывать черновик у вас достаточно. Вас только двое - вы и дисплей компьютера. Правилом здесь должно стать следующее: нужно вынести на бумагу или экран хоть что-то.
Черновики и делаются для того, чтобы их править и переделывать.
Слайд 14Переработка черновика
Следующий - пятый - этап: п е р е
р а б о т к а ч е
р н о- в и к а.
При доработке пользуйтесь принципами хорошего стиля.
Перечисленные ниже принципы приведут вас к соблюдению азбучных истин хорошего литературного творчества, которыми являются точность, краткость и ясность.
Точность - потому что неточный материал не просто плох, он может сильно навредить.
Краткость - потому что живой, выразительный материал всегда краток и не содержит лишних подробностей. Это, кроме всего прочего, еще и проявление уважения к читателю.
Эмоциональность- яркость красок, впечатлений, переживаний делают неравнодушным читателя к вашим произведениям
Слайд 15Переработка черновика
И наконец, ясность - если сообщение может быть понято
неверно, то так и случится. Когда вы пишете материал, то
общаетесь с будущим читателем без обратной связи.
Запутывать читателя - это большой писательский грех. Не понимая происходящего, вы пытаетесь писать вокруг да около. Это никогда не приводит к добру.
Правьте. Переписывайте. Делайте все, что нужно.
И только после этого сдавайте ваш материал.
Слайд 16
Писатели прогрессируют, когда учатся распознавать недостатки своей работы.
Следовательно, этому
стоит научиться. Следующий список поможет вам находить слабые места в
вашей работе:
1. Используйте в основном на существительные и глаголы. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.
Пишите в основном простыми повествовательными предложениями.
Слайд 17
1. Используйте в основном
на существительные и глаголы.
2. Прилагательные и наречия используйте экономно. Сильные, энергичные глаголы лучше всего создают “картинку” в воображении читателя.
3. Пишите в основном простыми повествовательными предложениями.
4. Пользуйтесь простыми, короткими словами.
5. Избегайте употребления модных словечек, неблагозвучных слов, штампов, бюрократизмов, любого профессионального жаргона.
Слайд 18
6. Пользуйтесь короткими фразами, но варьируйте
их длину так, чтобы материал не выглядел монотонным. Одна мысль
- одно предложение. Средняя длина предложения - не более 18 слов.
7. Проверяйте согласование времен глаголов.
8. Избегайте излишних подробностей, особенно в лиде. Их можно передвинуть в следующие абзацы.
9. Используйте особенные, “повествующие” детали, чтобы читатель как бы присутствовал на месте действия.
10. Дайте необходимую предысторию.
11. Дайте определения всем терминам, которые могут быть непонятны читателям.
12. Используйте аналогии для объяснения сложных явлений.
Слайд 19СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ
Презентацию подготовила
Овсеенко Г. А. методист МАУДО ДДюТ
г.
Владимира