Слайд 1Менщикова Т.А., учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии№4 г.
Канска Красноярского края.
Драма и её виды.
Слайд 2По данным признакам определите род эпической словесности.
1.(греч. …— действие) —
род художественной словесности, основными признаками которого считаются диалогическая форма и
наглядное изображение действия.
2.Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, и обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то …показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания (диалоги, реплики, монологи) и поступки.
3.Действие в произведении организуется как происходящее в настоящем времени, как бы перед глазами читателя или зрителя.
4. Особенность как рода художественной словесности состоит в том, что произведение (пьеса) предназначается для постановки на сцене и полностью раскрывает свое содержание и особенности формы только в театральном представлении. Впрочем, бывают случаи, когда непонимание пьесы режиссером или его чрезмерные амбиции в сочетании с плохой игрой актеров губят хорошую пьесу. Так или иначе связь ….произведения словесности с его сценическим воплощением несомненна.
5.В сценическом воплощении пьесы (спектакле) главная роль принадлежит, конечно, слову, тексту пьесы, но словесное искусство выступает в театральной постановке в содружестве с другими видами искусств: живописью и архитектурой (декорации), музыкой, танцами, искусством мимики и жеста и др. Связь с другими видами искусств — это тоже особенность …. как рода словесности.
6.Произведения пишутся прозой и стихами.
Слайд 3
По данным признакам определите вид драматического произведения.
1.(греч. — козел)'— драматическое
произведение, в основе которого лежит глубокий неразрешимый конфликт, заканчивающийся чаще
всего гибелью героя.
2. Типичный конфликт — борьба героя между чувством и долгом. 3.Первые русские …создавались в рамках поэтики классицизма, их авторами были Сумароков, М. Херасков, В. Озеров, Я. Княжнин.
4. Новым шагом в развитии русской …явились «Борис Годунов» и «Маленькие …» Пушкина.
5.Лучшие драматурги середины и второй половины XIX в. находят и показывают ….в, казалось бы, обыденных явлениях, семейных конфликтах («Гроза» А. Н. Островского).
6. Гражданская война в России породила …конфликты небывалой остроты и силы, которые нашли отражение в драматургии М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег»), Вс. Вишневского («Оптимистическая трагедия»).
Слайд 4По данным признакам определите вид драматического произведения
1.(греч… — веселая толпа
+ ode) — драматическое произведение, по содержанию противоположное трагедии.
2.Изображает
жизненные положения и характеры, вызывающие смех, строится преимущественно на смешных ситуациях, положениях, ее называют «…положений», если на изображении характеров — «…характеров». Четкой границы между этими жанрами, конечно, нет.
Слайд 51.В жанровом отношении различают также … («Бригадир» и «Недоросль» Фонвизина,
«Ревизор» Гоголя).
2.Близкие к драме («Горе от ума» Грибоедова), 3.«Вишневый сад»
Чехова.
4.. Особый жанр развлекательной комедии представляет собой …(франц. — пьеса бытового содержания с занимательным развитием действия, в которой остроумный диалог чередуется с песенками-куплетами и танцами («Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского).
По данным признакам определите разновидность комедии
Слайд 6По данным признакам определите вид драматического произведения.
В узком смысле слова
— драматическое произведение с острым, но разрешимым конфликтом, не ведущим
к катастрофе.
Занимает среднее положение между трагедией и комедией, и это делает ее открытой для любой тематики, позволяет сочетать трагическое и комическое.
Со второй половины XIX в. стала наиболее распространенным видом драматических произведений. Здесь можно назвать пьесы А. Н. Островского («Доходное место», «Горячее сердце», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Без вины виноватые» и др.), Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»), М. Горького («Мещане», «На дне», «Дачники», «Егор Булычов и другие», «Васса Железнова» и др.), Тренева («Любовь Яровая»), Арбузова («Таня», «Годы странствий», «Иркутская история», «Мой бедный Марат» и др.), Розова («В поисках радости», «Традиционный сбор», «Ситуация», «Вечно живые* и др.) и других драматургов.
Слайд 7Определите вид драматического произведения.
Гамлет
Клинок отравлен тоже! —
Ну, так за дело, яд!
(Поражает
короля.)
Все
Измена!
Король
Друзья, на помощь! Я ведь только ранен.
Гамлет
Вот, блудодей, убийца окаянный,
Пей
свой напиток! Вот тебе твой жемчуг! 89
Ступай за матерью моей!
Корольумирает.
Слайд 8Определите вид драматического произведения.
Г-жа Простакова (в злобе). Ну...
Еремеевна. Пристал к нему: хочешь
ли жениться?..
Г-жа Простакова. Ну...
Еремеевна. Дитя не потаил, уж давно-де, дядюшка,
охота берет. Как он остервенится, моя матушка, как вскинется!..
Г-жа Простакова (дрожа). Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...
Еремеевна. Приняла было! Ох, приняла, да...
Г-жа Простакова. Да... да что... не твое дитя, бестия! По тебе ребенка хоть убей до смерти.
Еремеевна. Ах, создатель, спаси и помилуй! Да кабы братец в ту ж минуту отойти не изволил, то б я с ним поломалась. Вот что б бог не поставил. Притупились бы эти (указывая на ногти), я б и клыков беречь не стала.
Слайд 9Определите вид драматического произведения.
Липочка (сидит у окна с книгой). Какое приятное
занятие эти танцы! Ведь уж как хорошо! Что может быть
восхитительнее? Приедешь в Собранье али к кому на свадьбу, сидишь, натурально, – вся в цветах, разодета, как игрушка али картинка журнальная, – вдруг подлетает кавалер: «Удостойте счастия, сударыня!» Ну, видишь: если человек с понятием али армейской какой – возьмешь да и прищуришься, отвечаешь: «Извольте, с удовольствием!» Ах! (с жаром) оча-ро-ва-тель-но! Это просто уму непостижимо! (Вздыхает.) Больше всего не люблю я танцевать с студентами да с приказными. То ли дело отличаться с военными! Ах, прелесть! восхищение! И усы, и эполеты, и мундир, а у иных даже шпоры с колокольчиками. Одно убийственно, что сабли нет! И для чего они ее отвязывают? Странно, ей-богу! Сами не понимают, как блеснуть очаровательнее! Ведь посмотрели бы на шпоры, как они звенят, особливо, если улан али полковник какой разрисовывает – чудо! Любоваться – мило-дорого! Ну, а прицепи-ко он еще саблю: просто ничего не увидишь любопытнее, одного грома лучше музыки наслушаешься. Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и все, а штатский что? Так какой-то неодушевленный! (Молчание.)
Слайд 10Определите вид драматического произведения.
Варвара(про себя). Нашла место наставления читать.
Катерина.
Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях,
что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю.
Кабанова. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось.
Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
Слайд 11Определите вид драматического произведения.
Дуняша. Хоть бы взглянули разочек, Яша. Вы
уезжаете... меня покидаете... (Плачет и бросается ему на шею.)
Яша. Что
ж плакать? (Пьет шампанское.) Через шесть дней я опять в Париже. Завтра сядем в курьерский поезд и закатим, только нас и видели. Даже как-то не верится. Вив ла Франс!.. 1 Здесь не по мне, не могу жить... ничего не поделаешь. Насмотрелся на невежество — будет с меня. (Пьет шампанское.) Что ж плакать? Ведите себя прилично, тогда не будете плакать.
Дуняша (пудрится, глядясь в зеркальце). Пришлите из Парижа письмо. Ведь я вас любила, Яша, так любила! Я нежное существо, Яша!
Яша. Идут сюда. (Хлопочет около чемоданов, тихо напевает.)
Входят Любовь Андреевна, Гаев, Аня и Шарлотта Ивановна.
Гаев. Ехать бы нам. Уже немного осталось. (Глядя на Яшу.) От кого это селедкой пахнет!
Слайд 12Ответы.
1.Драма.
2. Трагедия
3. Комедия
4. Сатирические, высокие, лирические, водевиль
5.Драма.
6. Шекспир «Гамлет»- трагедия
7.
Д.И. Фонвизин «Недоросль»- комедия
8. Н .Островский «Свои люди- сочтёмся»- комедия
9.
А.Чехов. «Вишнёвый сад»- комедия