Слайд 1Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы.
Из опыта работы учителя русского
языка и литературы МКОУ «ДСОШ №2»
Т.И. Бурнашовой.
Слайд 2Духовность -
отрешённость от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к
внутреннему совершенству, высоте духа.
Слайд 3
Нравственный -
соблюдающий требования морали;
относящийся к духовной жизни.
Большой
толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова.
Слайд 4
Цель уроков литературы:
Формирование духовно-нравственных качеств личности.
Формирование внутренней потребности личности в
непрерывном совершенствовании, стремлении к самореализации.
Слайд 5деятельность.
Урок литературы
Духовно-нравственное воспитание
Научно-исследовательская деятельность
Внеурочная деятельность
Слайд 6
Темы исследовательских работ в 5-8 классах. Связь литературы с изучением
курса «ОРКиСЭ»
Вавилонское столпотворение. Вавилон- город грешный в Библии, живописи
и русской литературе. Тема грехопадения в разных религиях.
Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе.
В начале было Слово. Тема слова в Библии, русской поэзии.
Тема Рождества в Библии.
Притчи в Библии и русской литературе.
Притчевое начало в детских рассказах А.Платонова
Притчи Соломоновы.
Народные календарные праздники в разных религиях и их отражение в литературе ( Святки, Масленица, Сабантуй, Весак, Песах и др.).
Православные праздники и их отражение в литературе. ( Пасха, Рождество ).
Слайд 7Исследовательские работы в 9-11 классах.
«Мифологические мотивы в творчестве русских
поэтов».
«Дьяволиада в русской литературе».
«Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер
и Маргарита»,
« Странники в русской литературе».
Тема выбора в Библии, живописи и русской литературе ( на материале творчества А.С. Пушкина ( Моцарт и Сальери), Васнецова ( Витязь на распутье).
Сотворение мира в мифологии, Библии, науке. Тема Творца. Тема свободы в Библии, живописи и русской литературе ( на материале творчества А.Ахматовой).
Вавилонское столпотворение. Тема греха в Библии, живописи и русской литературе( на материале творчества И.А. Бунина ( «Господин из Сан-франциско).
Тема света и тьмы в Библии, живописи и русской литературе. (на материале творчества Тютчева Ф.И.).
Слайд 8Исследовательские работы в 9-11 классах.
Тема света и тьмы в Библии,
живописи и русской литературе. на материале творчества Тютчева Ф.И.).
Библейские мотивы
в текстах песен русских рок-музыкантов. ( Творчество группы «Ария») ( Карпов Д.)
Тайна Тайной вечери.( на материале творчества О.Мандельштама, Леонардо да Винчи, Д. Брауна, Н.Ге, исследований по христианскому богословию, иконографии).
Что есть Истина? ( на материале творчества М.Булгакова, А.С.Пушкина, Н.Ге, исследований по христианскому богословию).
Тема красоты в античной мифологии, иконописи и русской литературе ( на материале творчества Ф.М. Достоевского ).
Сад искушений или наслаждений. ( Тема сада в Библии, образ сада в литературе, сад в европейской культуре).
Вечное и временное в творчестве А.Платонова.
Лень - бездеятельность или способ отшельничества. ( на материале романа И.С. Гончарова «Обломов»).
Слайд 9Внеурочные мероприятия
Календарные праздники. Знакомство обучающихся с религиозными праздниками.
Дискуссии. Обсуждение тем,
связанных с религиозными традициями, нравами, обычаями.
Деловые игры,
вечера, литературные гостиные, чтения ( Тайна Тайной вечери, Тема любви в литературе. Что такое любовь к ближнему? )
Экскурсии, поездки. ( Сотрудничество с музеем, с монастырем).
Слайд 10
Мифологические и христианские мотивы в пасхальных рассказах А. П. Чехова
"Студент" и "Святой ночью». (5класс)
Образовательный аспект цели:
сформировать у
обучающихся представление о роли мифологических и христианских мотивов в рассказах А.П. Чехова "Студент" и Святою ночью».
Слайд 11
Развивающий аспект цели:
развивать навыки целостного анализа
художественного произведения;
развивать умение грамотно строить монологическое высказывание, владеть культурой
диалогической речи;
развивать критическое мышление: умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действует герой, использовать авторские описания (пейзаж, портрет, обстановка) в характеристике героя, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Слайд 12Воспитательный аспект цели:
воспитывать интерес к духовно-нравственным ценностям;
подвести обучающихся
к потребности в самосовершенствовании через знакомство с духовными
традициями.
Слайд 13Методика урока:
Стратегии технологии развития критического мышления через чтение и письмо
, ( чтение со стопами, бортовой журнал, толстые и тонкие
вопросы, инсерт).
Слайд 14Оборудование:
компьютерная презентация, фотографии А.П.Чехова, рисунки обучающихся на тему
пасхи.
музыкальное сопровождение: колокольный звон, песня на стихи А. Майкова
«Христос Воскрес».
Слайд 15Подготовка к уроку
Сообщения: «Пасха и ее значение в жизни людей»,
«Отношение Чехова к христианской вере».
Разучивание сценок разговора у костра из
«Студента» и разговора Иеронима с повествователем из рассказа «Святою ночью».