Слайд 1Душа о милосердии просила….
Урок-размышление
по рассказу К.Паустовского
» Старик в станционном
буфете »
Слайд 4 Сад скульптур Одесского литературного музея. Паустовский, изображенный в виде
сфинкса, все в этой жизни ведающего и хранящего тайное знание:
о мире, о людях, об Одессе, взирает на окружающих с философской мудростью.
«Сфинкс – это символ времени, хранитель мудрости».
Слайд 5Марлен Дитрих, посетившая Советский Союз, встала перед писателем на колени
и поцеловала ему руку, хотя она читала только одну его
новеллу – «Телеграмма». «Так может написать только великий мастер», – говорила актриса в интервью одной из советских газет.
Слайд 11Этот тихий уголок московский,
Парк кузьминский, деревянный дом…
Здесь не жил писатель
Паустовский,
Что же все вокруг поет о нем?
Почему среди замшелых буден,
Одурев
от бесконечных бед,
К дому этому стремятся люди,
Словно бабочки из тьмы на свет?
И не с любопытством ротозеев,
А с надеждой, робкой как птенец,
К истинно народному музею
Мы идем, изверившись вконец.
Чтобы душу отогреть с мороза
И живого слова зачерпнуть,
Чтоб сквозь грозы Золотая Роза
Каждому высвечивала путь.
Этот тихий уголок московский,
Парк кузьминский, деревянный дом…
Здесь живет писатель Паустовский -
Приходите к чаю вечерком.
Слайд 13Константина Георгиевича называли волшебником. Он
умел писать так, что у человека,
читающего его книги,
становились волшебными глаза.
О нем еще говорили, что
«в казенном и скучном газетном море он был островом с цветущей травой»
Слайд 14На перроне горят фонари допоздна.
Мчатся мимо экспрессы и ветер…
Он весь
вечер сидит и сидит у окна –
Человек в станционном буфете.
Кто
ему это место его указал?
Есть ли где-нибудь братья и дети?
Безымянный посёлок. Пустынный вокзал.
Человек в станционном буфете.
Нет портфеля в руках, чемодана у ног,
Нет забот о плацкартном билете.
Словно он преступил отчужденья порог,
Человек в станционном буфете.
По программе «Орбита» идёт детектив.
Возле стойки измаялся «третий».
Он бесстрастен и сух. И как тень молчалив
Человек в станционном буфете.
Слайд 16 «Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу
станционного буфета в Майори».
Слайд 17 «Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись
к его ноге, и дрожала».
Слайд 18«– Не смей брать у них ни крошки! – сказал
старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной
и медной мелочи и начал пересчитывать её на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали».
Слайд 20Губительнее нет порока,
Чем равнодушье в сердце приютить
Чтоб излечить недуг сердечный
этот
Не бойтесь сострадать,жалеть,любить.
Слайд 22Равнодушие- самая страшная болезнь души
Алексис Токвиль
Слайд 24Единственный человек, который проявил участие к старику, – продавщица.
Молодых людей можно
назвать равнодушными, потому что они вели себя грубо, бестактно по
отношению к пожилому, возможно, больному человеку, насмехаясь, унижая его.
И без того непростое положение старика от их насмешек усугубилось еще большим осознанием своего одиночества и беззащитности.
Однако, несмотря на это, можно отметить достоинство старика, его независимость, гордость.
Слайд 26Настроение героев
Старик
Понуро сидел тихо позвал
Голос дрогнул от огорчения
Собака
Сидела, прижавшись к
ноге, дрожала, не выдержала заискивая начала смотреть в рот
она
его
слышит и извиняется, отвела глаза
Слайд 29Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять
старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с
собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд
Слайд 31старик
независимый
гордый
чувство достоинства
бедный
одинокий
Слайд 32МОЛОДЕЖЬ
Равнодушные
Грубые
Бездушные
Унижают
Оскорбляют
Пьют
Хамы
БУФЕТЧИЦА
Добрая
Сердечная
Понимающая
Кормит
Сочувствует
Щедрая
Человек
Слайд 33 Какими представлены молодые люди в рассказе? Какие детали
помогают раскрыть образы этих героев?
Почему собака попрошайничает?
Каковы отношения
между собакой и стариком?
Какой представляется жизнь старика, какие детали говорят об этом
Как реагирует старик на попрошайничество собаки, что испытывает при этом
Слайд 35Какое чувство испытывают молодые люди к старику и собаке?
Почему все-таки
кидают ей еду?
Как себя при этом ведут?
Слайд 36Почему собака не берет еду из рук молодых людей?
-Почему
она берет бутерброд от буфетчицы?
-Какова роль пейзажа в рассказе?
Слайд 37
Не злато и серебро,
А в жизни всего превыше
Ценилось в людях
добро.
Добро И очаг под крышей.
И как бы кто ни хотел,
Пусть
в сейфах оно
И не значилось,
Добро бескорыстных дел
Душевной данью оплачивалось.
И с верою этой простой,
Весь мир вдруг окинув оком,
Стань мудрым, как Лев Толстой,
Взрывным, как поэмы Блока.
И всяк твой отыщет след
(Всё доброе не убудет),
Бессмертье несут земле
Творящие радость люди…
Роняя волос серебро
И мчась в неоглядные дали,
Спешите творить добро,
Пока вы ещё не устали.
Слайд 38Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему?
Кто из героев проявил
отзывчивость к старику?
Можно ли назвать молодых людей равнодушными? Почему?
Слайд 39В чем отличие отзывчивости от равнодушия?
Какие качества человека способствуют проявлению
отзывчивости?
Приходилось ли вам сталкиваться с равнодушием?
К чему может привести равнодушное
отношение к окружающим?
Слайд 40Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе.
А скажут лишь доброе слово
–
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет
найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.
Слайд 42Как легко обидеть старика!
Скажешь ему что-то неуклюже -
Сразу взгляд бездомного
щенка:
Никому-то я теперь не нужен!
Ты уж позабыл, что ты сказал,
А
у него горит на сердце рана,
Слезы набегают на глаза,
Словно у ребенка от обмана.
Жизнь ушла. И завтра придет ночь.
Заберет. Ни встать, ни оглянуться.
А ведь так легко ему помочь -
Только, как ребенку, улыбнуться!
Что нас ждет? Быть может РАЙ иль АД?
Может быть, что ничего не будет.
Старики над самой пропастью стоят.
Помните всегда об этом, ЛЮДИ!
Слайд 44Формула и портрет доброты.
ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА
Слайд 47Научиться быть добрым трудно. Путь к доброте нелегок, поэтому
человек должен чаще останавливаться и размышлять о совершенных поступках
и о сказанных словах. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте.
Так заботьтесь о своей душе и не позволяйте ей зарастать сорняками, наполняйте душу солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Спешите делать добро, пока не стало поздно. С добром надо спешить, а то оно может остаться без адреса.
Слайд 51 Над высокой свежею могилой
застонало небо, гром загрохал,
полыхнуло с яростною силой.
Отпевала Паустовского эпоха.