Слайд 1 Экзаменационное
итоговое сочинение по
литературе
11 класс
2015
Слайд 2Сочинение позволит:
Проверить широту кругозора
Умение мыслить и доказывать свою позицию с
опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы
Проверить владение
речью
Слайд 3Продолжительность проведения итогового сочинения-235 минут.
Сочинение проводится в первую среду декабря-3.12.2015г.
На
столе сдающего экзамен находятся: чёрная гелевая ручка, документ,удостоверяющий личность
орфографический словарь,
выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения.
Объём сочинения-рассуждения-не менее 350 слов.
Слайд 51. «Недаром помнит вся Россия…»
Произведения М.Ю. Лермонтова: «Мцыри», «Герой нашего
времени», «Демон», «Песня про купца Калашникова..», «Кавказский пленник».
Лирика: «Нет, я не
Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».
Слайд 6
2. «Вопросы, заданные человечеству войной»
«Слово о полку Игореве»
Л.Н. Толстой
«Война и мир»
М.А. Шолохов «Тихий Дон» «Судьба человека»
В.С. Гроссман «Жизнь
и судьба»
В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание)
В.В. Быков «Сотников» (предательство)
В.О. Богомолов «Иван» (мужество)
А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Твардовский «Василий Тёркин»
Астафьев «Пастух и пастушка»
Андреев «Красный смех»
Слайд 73. «Человек и природа в отечественной и мировой литературе».
«Слово о
полку Игореве»
И.С. Тургенев «Записки охотника», «Ася», «Отцы и дети»
А.И. Куприн
«Олеся»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий»
Ч. Айтматов «Плаха»
В.М. Шукшин «Заревой дождь»
Слайд 84. «Спор поколений: вместе и врозь»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Д.И.
Фонвизин «Недоросль»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.Н.
Островский «Гроза»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Слайд 95. «Чем люди живы?»
И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький «Старуха
Изергиль», «На дне».
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Короленко «В дурном обществе»
Шолохов «судьба человека»
Распутин «Уроки французского», «Последний срок»
Слайд 10 Критерии оценивания итогового сочинения.
Слайд 11Критерии №1 и №2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое
сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление
«незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.
Слайд 12 Если в сочинении менее 350 слов (в подсчёт включаются все
слова, в том числе и служебные), то такая работа считается
невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Критерий №1
«Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»)
Критерий №2
«Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее двух произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №
3.
Композиция и логика рассуждения.
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждения на предложенную тему.
Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношения между тезисом и доказательством.
«Незачёт»ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезиснодоказательная часть. Во всех остальных случаях ставится «зачёт»
Критерий №
4.
Качество письменной речи.
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №
5
Грамотность.
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и
пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и
понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Ломает ли война судьбы людей?
Судьба человека… У каждого
она своя. Родился, учился, женился, работал на поле, растил детей… И вдруг война! Неважно- какая: Гражданская или Великая Отечественная… Она ломает человека, делает его другим, изменяет она и судьбы людей… Об этом пишут наши писатели и поэты, рассуждают историки и публицисты.
Так, в небольшом по объему рассказе И.Бабеля «Прищепа» повествуется о воине Красной Армии Прищепе. Ни имени не дает ему автор, ни слова не говорит о его довоенной судьбе, только примечает, что был Прищепа неутомимым хамом и неторопливым вралем. Можем сделать вывод, что этот парень с Кубани, веселый и озорной, любил приврать, а еще он любил свой отчий дом, мать и отца. Не случись война, и жил бы Прищепа, как тысячи его односельчан, весело и размеренно. Но кровавая бойня поделила надвое бывших односельчан: кто-то подался к красным, а кто-то сражался за белых.
Слайд 19И.Бабель показывает, как безжалостно мстит этот весельчак землякам, посмевшим разорить
его родной дом после трагической гибели родителей. Как бессердечный судья
и палач одновременно он выносит свой приговор тем сельчанам, в чьих домах находит вещи из родного дома. Ни жалости, ни сочувствия не ведает сердце человека, опаленного войной: «кровавая печать его подошв» тянулась за ним. Ни стариков, ни старух, ни кошек, ни собак не жалел Прищепа…А как изощренно мстил бывшим соседям: над колодцем подвешивал убитых собак, зная, что после этого не будут хозяева использовать воду…Старинные иконы бросал в сарай, где куры тут же гадили на них. Три дня со страхом станица ждала очередной расправы. А Прищепа пил и плакал… Под конец рассказа герой поджигает родной дом, бросает в него прядь волос и навсегда покидает станицу… Вот она, изломанная судьба человека!
Герой рассказа Б.Екимова «Меня зовут Иваном» - участник другой войны, Великой Отечественной…
Слайд 20До того, как Семен ушел на фронт, у него был
свой дом, и скворечник на березе, и кролики, и песни,
которые он пел чудесно…Были строгий отец и любящая мать. Парень учился хорошо, родители мечтали о том, что Семка получит образование, обзаведется семьей, станет кормильцем…Не стал… Война переломала все в его судьбе. В самом конце войны Семен Авдеев с трудом выбрался из горящего танка. Еле добрался до своих: ослеп… Эта слепота и стала причиной того, что Степан, не желая быть обузой матери, не поехал домой… Скитался по электричкам, где пел свои чудные песни… Там и встретит его мать, узнает по голосу, кинется к сыну…А Семен оттолкнет Анну Филипповну, назовется другим именем. Опомнившись, прибежит в тот вагон, да поздно: мать уже будет мертвой. Представляю, что испытал слепой солдат… И кто виновен в этой трагедии? Конечно, война.Могу сделать вывод, что война всегда ломала и ломает сейчас судьбы людей.