Слайд 1«Старик и море»
Эрнест Хемингуэй
Подготовила
Ученица 11А класса
Расина Э.
Слайд 2
Осенью 1952 года в журнале «Лайф» была опубликована повесть Эрнеста
Хемингуэя «Старик и море». Сюжет повести незамысловат, как сама жизнь,
и укладывается в три строчки: старый рыбак Сантьяго выходит один в море, и ему на крючок попадается гигантский марлин. Три дня борется старик с рыбиной, но одерживает победу. А потом приплывают акулы и съедают его добычу.
В 1954 году за повесть-притчу «Старик и море» Хемингуэй получил Нобелевскую премию.
Слайд 3«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение. Человека можно
уничтожить, но его нельзя победить» - философия Хемингуэя
Слайд 4Узнав о присуждении новелле "Старик и море" Нобелевской премии, Хемингуэй
рассмеялся и сказал, что после того как его роман "За
рекой, в тени деревьев" был единодушно отвергнут критикой, он решил до конца жизни не писать ни строчки.
Через несколько лет у него не оказалось ни цента, и он решил быстро написать рассказ, чтобы рассчитаться с кредиторами.
Так появился "Старик и море".
— С тех пор я спрашиваю себя: не является ли безденежье для писателя лучшим источником вдохновения?!
Слайд 5«За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и
море», а также за влияние на современную прозу»
«В этом рассказе,
где речь идет о простом рыбаке, перед нами открывается человеческая судьба, прославляется дух борьбы... это гимн моральной победе, которую одерживает потерпевший поражение человек» (Андерс Эстерлинг, член Шведской академии )
Простой синтаксис. Простые конструкции, через которые выражается отношение старика к морю
Посвящена авторской идее «трагическому стоицизму»: перед лицом нецеленаправленной жестокости мира человек, даже проигрывая, обязан сохранить мужество и достоинство
Аллегорическое повествование о старом рыбаке отмечено чертами, наиболее характерными для Хемингуэя как художника: неприязнь к интеллектуальной изысканности, приверженность ситуациям, в которых наглядно проступают непреходящие, неподдельные нравственные ценности, скупой психологический рисунок
Слайд 6Старик и море (1952)- одна из последних книг Э. Хемингуэя.
С 1948 г. Х. жил в Финка-Вихия, близ Гаваны, и
был постоянным гостем в ближайших рыбачьих посёлках.
Х. вносит в повесть элементы морально-философского размышления на тему борьбы человека с судьбой.
Судьба не благоволит старику Сантьяго, а он противится этому и выигрывает, но не побеждает судьбу, судьбу обыграть невозможно, равно, как и природу. Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но не победить.
Слайд 7Да наплевать мне на это везенье!..
Я тебе принесу удачу.
Человек,
борющийся с судьбой, не обращает внимания на свои неудачи. Старик
понимает, что главное - это ни неудача, а фатальный выбор, который оттачивает силу воли и характер. Он сам не отступает, и учит мальчика также не отступать.
Жизненная цель Сантьяго – борьба. Его принцип – дойти до конца. Повесть пронизана символами и образами, которые являются ключевыми, и представляют лейтмотив произведения.
ВОДА РЫБА
Слайд 8ВОДА
одна из центральных стихий мироздания
первоначало, исходное состояние всего сущего,
эквивалент первобытного хаоса
агент, среда и принцип всеобщего зачатия и порождения
эквивалент
всех жизненных «соков» человека
вода как первоначало вода для акта омовения исходная чистота человека
Слайд 9 "Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает,
сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не
попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна".
В мифах о потопе Рыба выступает как спаситель жизни
символ спокойной жизни у шумеров
средство поддержания жизни – у японцев
культ Рыбы в Закавказье - использование рыбы (например, форели) при лечении разных болезней
эквивалент мира мёртвых, нижнего мира
Греческое слово «рыба» = аббревиатура греческой формулы
« Божий сын, спаситель»
Символ крещения, причастия.
Описание акул, пожирающих пойманную рыбу, трактуется как неумолимость и верховная мощь природы в повести.
Слайд 10Немаловажно, что, поймав рыбу, старик отрывает по кусочку от рыбы,
чтобы очиститься, обрести форму, переродиться. Рыба – не пища, скорее,
для него она - символ чистоты.
По мере того, как от рыбы кровожадные акулы отрывают по кусочку, силы старика убавляется, иногда кажется, что акулы поедают старика, а не рыбу. То есть рыба и старик – одно целое и неделимое, братья близнецы, двойники, чувствующие на расстоянии друг друга. "Я с тобой не расстанусь, пока не умру", говорит ей старик.
Слайд 11 Море – доказательство могущества человека над всем, но только
не над природой.
Рыба – плодородие, очищение от скверны, символ вечности,
бессмертия, поэтому Сантьяго так и не сумел сохранить рыбу в сохранности, человеку не подвластно одержать победу над вечным.
Старик в сражении выходит победителем – получая главное – торжество жизни, слёзы радости мальчика, встречающего старика.
Скелет приобретает другой смысл – стержень, на котором фактически строится всё творчество писателя: представление о жизни, основы человеческой культуры, которые будут всегда торжествовать над смертью.