Разделы презентаций


Фазиль Абдулович Искандер и его рассказ Тринадцатый подвиг Геракла

Содержание

познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя,проанализировать тематику произведений Ф.А.Искандера,помочь понять нравственную и художественную ценность его творчестваЦель урока:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Фазиль Абдулович
Искандер
и его рассказ
Автор презентации:
учитель русского языка и

литературы
МБОУ «Лицей №1»
р.п.Чамзика Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Дидактический материал

по литературе
для 6 класса

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Фазиль Абдулович Искандери его рассказАвтор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики МордовияПечказова

Слайд 2познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя,
проанализировать тематику

произведений Ф.А.Искандера,
помочь понять нравственную
и художественную ценность его творчества
Цель урока:

познакомить с основными этапами жизненного и творческого пути писателя,проанализировать тематику произведений Ф.А.Искандера,помочь понять нравственную и художественную ценность

Слайд 3Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия),

в семье иранца - владельца кирпичного завода. В 1938 г.

отец Фазиля был выслан из СССР. С тех пор Искандер больше никогда его не видел. Воспитывался родственниками матери-абхазки в селе Чегем.
Окончил русскую школу в Абхазии с золотой медалью. Пытался поступить на философский факультет МГУ, но в итоге стал студентом Библиотечного института в Москве. После трёх лет обучения перевёлся в Литературный институт им. А.М.Горького, который окончил в 1954 г.
В 1954—1956 годах работал журналистом в Курске и Брянске. С 1962 г. постоянно жил и работал в Москве.
Он создал много рассказов о детях и для детей.

Фазиль Абдулович Искандер
(1929 – 2016)

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929года в Сухуми (Абхазия), в семье иранца - владельца кирпичного завода.

Слайд 4 Награды и премии

Награды и премии

Слайд 5 «Я русский писатель, но певец Абхазии»
В день своего 82-летия

Фазиль Искандер заявил:
«Я — безусловно, русский писатель, много воспевавший Абхазию.


По-абхазски я, к сожалению, не написал ничего.
Выбор русской культуры для меня был однозначен».

По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Он был главным воспитателем Фазиля, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.
Фазиль Искандер пишет исключительно по-русски, но темы его произведений очень тесно связаны с Абхазией. Местом действия едва ли не половины его прозаических произведений является родная деревня Чегем.
Книги Искандера проникнуты тонким юмором. Его стиль афористичен и лёгок для восприятия.

«Я русский писатель, но певец Абхазии»В день своего 82-летия Фазиль Искандер заявил: «Я — безусловно, русский писатель,

Слайд 6 Юмор Фазиля Искандера
Самое заметное свойство писателя – юмор. Довольно

редкой разновидности, очень… настоящий, что ли.
Смешное у него рождается

словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село.
Обращение к юмору не делает проблемы, поднимаемые писателем, менее важными, а только приближает к читателю и заставляет задуматься над вечными нравственными вопросами.

По мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка,
которую необходимо получить в детстве,
чтобы суметь вовремя уловить
горькую правду о себе и не сбиться в пути.

Юмор Фазиля ИскандераСамое заметное свойство писателя – юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли. Смешное

Слайд 7 «Тринадцатый подвиг Геракла»
Именно рассказ о детстве «Тринадцатый подвиг Геракла»

(1964 г.) Искандера стал началом его прозы. Произведение небольшое и

трогательное. Но вот поднимаемые в нём нравственные вопросы далеко не детские. В рассказе рассматриваются понятия коварства, чести и бесчестия, трусости, достоинства и предательства.
Под, казалось бы, вполне обычной историей из школьной жизни скрывается целый комплекс важных проблем, от решения которых зависит становление взрослеющей личности.

Писатель обладает удивительным стилем,
в котором мягкая и тонкая ирония переплетается
с лучшими традициями русской литературы.

«Тринадцатый подвиг Геракла»Именно рассказ о детстве «Тринадцатый подвиг Геракла» (1964 г.) Искандера стал началом его прозы.

Слайд 8Каким вы представляете главного героя?
Как он относится к своим товарищам?
Расскажите

об одноклассниках героя рассказа.
Вывод: Каждый герой рассказа запоминается надолго, потому

что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчёркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

Чего боялся мальчик? На что он был готов?

Догадался ли учитель, что «бесстрашный малярик» не готов к уроку?

Каким вы представляете главного героя?Как он относится к своим товарищам?Расскажите об одноклассниках героя рассказа. Вывод: Каждый герой рассказа

Слайд 9 Случайно ли автор дал учителю такое имя?
Каким вы себе

представляете учителя математики?
Почему на уроке математики всегда была тишина?
Вывод: Учитель догадался,

что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика и иронично называет его поступок тринадцатым
подвигом Геракла.

«Тринадцатый подвиг Геракла»

С какой целью учитель рассказывает
о подвигах Геракла?

Почему Харлампий Диогенович сравнил героя рассказа с Гераклом?

Случайно ли автор дал учителю такое имя?Каким вы себе представляете учителя математики?Почему на уроке математики всегда

Слайд 10 Харлампий Диогенович
Одним из главных действующих лиц является учитель

математики, который пользовался большим уважением: никогда не повышал голос на

своих учеников, не грозился им тем, что вызовет родителей. Однако на его уроках ребята вели себя тихо и дисциплинированно. Всё дело в том, что учитель мог легко использовать смех, с помощью которого он показывал насколько нелепо или недостойно поведение ученика.
Учитель не только давал прекрасные знания по своему предмету, но и постоянно рассказывал своим подопечным что-нибудь поучительное из мифологии, расширяя их кругозор. Он грек по происхождению, хоть и носил русское имя. Его отчество (отсылка к Древней Греции) напоминает о философе Диогене.
Харлампий Диогенович Одним из главных действующих лиц является учитель математики, который пользовался большим уважением: никогда не

Слайд 11 Рассказчик
Рассказчик предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый

мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду учитель математики. Во-вторых,

это уже взрослый человек, наученный жизненным опытом и повествующий эту историю.
Герой рассказа – это обычный школьник, который весьма наблюдателен, достаточно умён и даже хитёр. Он легко и умело использовал обстоятельства (приход медработников) для того, чтобы избежать проверки домашнего задания, которое сам и не выполнил.
Не мог ли он и вправду решить эту задачу про снаряд? Скорее всего, герой просто поленился дома и даже не стал просить помощи у одноклассников, отправившись играть в футбол.
Благодаря прозорливому и внимательному учителю, он впоследствии не только «стал серьёзней относиться к домашним заданиям», но и понял о том, что поступок, совершённый в корыстных целях и из-за трусости, никак не может заслуживать уважения, а уж тем более быть героическим. Это всего лишь «тринадцатый подвиг Геракла».
РассказчикРассказчик предстаёт в двух возрастах. Во-первых, это тот самый мальчишка, лукавство которого вывел на чистую воду

Слайд 12 Название рассказа
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было.

Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом

не является! Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным. Ученик, отступающий от школьных правил, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
Итак, главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
Название рассказаГеракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил

Слайд 13 Поучительный характер рассказа
В этом маленьком рассказе автор остаётся верен

себе. От начала и до самой последней строчки его пронизывает

юмор. Но, несмотря на веселый настрой, рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» Искандера довольно-таки поучительный. Он заставляет читателя задуматься над многими серьёзными и важными вопросами. Каждый должен решить для себя, что такое подвиг и как в одном человеке могут сочетаться мужество и трусость.
Завершая рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла», Искандер наводит читателя на мысль о том, что отвага может быть разной. Оказывается, далеко не всегда в человеке совпадают мужество нравственное и физическое. Так, обладая силой телесной, он может оказаться трусом при решении жизненно важных проблем.
Поучительный характер рассказаВ этом маленьком рассказе автор остаётся верен себе. От начала и до самой последней

Слайд 14 ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
ТЕСТ

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ ТЕСТ

Слайд 15а) речь идёт об одном из подвигов древнегреческого героя;

б) рассказывается

о подвиге, который подвигом назвать нельзя;

в) поступок юного героя описывается

с юмором

Название произведения указывает на то,
что в нём:

а) речь идёт об одном из подвигов древнегреческого героя;б) рассказывается о подвиге, который подвигом назвать нельзя;в) поступок

Слайд 16а) преимущество учителя, умеющего противопоставить обману веселую правду;

б) взаимоотношения учителя

и учеников;

в) важность получения знаний и недопустимость любых попыток помешать

этому

Тема произведения:

а) преимущество учителя, умеющего противопоставить обману веселую правду;б) взаимоотношения учителя и учеников;в) важность получения знаний и недопустимость

Слайд 17а) повесть;

б) рассказ;

в) мемуары (воспоминания)
Жанр произведения:

а) повесть; б) рассказ; в) мемуары (воспоминания) Жанр произведения:

Слайд 18Характер повествования
в произведении:
а) юмористический;

б) сатирический;

в) нейтральный

Характер повествования в произведении:а) юмористический;б) сатирический;в) нейтральный

Слайд 19Действие в произведении происходит:
а) перед Великой Отечественной войной;

б) во время

Великой Отечественной войны;

в) после Великой Отечественной войны

Действие в произведении происходит:а) перед Великой Отечественной войной;б) во время Великой Отечественной войны;в) после Великой Отечественной войны

Слайд 20а) совершал благородный поступок;

б) защищал интересы одноклассников;

в) пытался спасти себя

Идя на обман, юный герой:

а) совершал благородный поступок;б) защищал интересы одноклассников;в) пытался спасти себя Идя на обман, юный герой:

Слайд 21Харлампий Диогенович обвинил
рассказчика, обманувшего учителя, в:
а) глупости;

б) трусости;



в) подлости

Харлампий Диогенович обвинил рассказчика, обманувшего учителя, в:а) глупости; б) трусости; в) подлости

Слайд 22Роль учителя в формировании
детских характеров:
а) приучал детей относиться к

самим себе с юмором;

б) требовал беспрекословного выполнения своих поручений;

в) разрешал

свободное посещение уроков

Роль учителя в формировании детских характеров:а) приучал детей относиться к самим себе с юмором;б) требовал беспрекословного выполнения

Слайд 23а) 1960 году;

б) 1962 году;

в) 1964 году
Рассказ написан в:

а) 1960 году;б) 1962 году;в) 1964 году Рассказ написан в:

Слайд 24Какое художественное средство использовал писатель в предложении
«Он сразу же установил

в нашем
классе образцовую тишину»:
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение

Какое художественное средство использовал писатель в предложении«Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину»:а) эпитет; б)

Слайд 25Какое художественное средство использовал писатель в предложении
«Спина его от напряжения

была твёрдая, как доска»:
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение

Какое художественное средство использовал писатель в предложении«Спина его от напряжения была твёрдая, как доска»:а) эпитет; б) метафора;

Слайд 26Какое художественное средство использовал писатель в предложении
«Главное оружие
Харлампия Диогеновича

– это
делать человека смешным»:
а) эпитет;
б) метафора;
в) сравнение

Какое художественное средство использовал писатель в предложении«Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным»:а) эпитет; б)

Слайд 27Всем спасибо!
5
ВЫХОД

Всем спасибо!5ВЫХОД

Слайд 28Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6

класс – М.: ВАКО, 2015
Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6

классе: кн. для учителя – М: Просвещение, 2014
Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 4 ч./ Полухина В.П.; под ред. Коровиной В.Я. – М.: Просвещение, 2016

Использованный материал:

Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс – М.: ВАКО, 2015Ерёмина О.А. Уроки

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика