Слайд 1Формирование
русской литературы
в 20-е годы XX века
«Эмигрантская» литература
«Потаенная» литература
Советская
литература
Урок литературы в 11 классе.
Подготовлен учителем русского языка и
литературы Ушаковской средней школы
Шамровой Н.В.
Слайд 2«Русская литература… всегда была совестью народа. Ее место в общественной
жизни страны всегда было почетным и влиятельным. Она воспитывала людей
и стремилась к справедливому переустройству жизни».
Д. Лихачев.
Слайд 3Литературный процесс
в 20-е годы
Слайд 4«Эмигрантская литература»
Это направление русской литературы связано с именами писателей, эмигрировавших
за границу Советского государства во время первой «волны русской эмиграции»
в 1917-1922 годах: И.А. Бунин, А. И. Куприн, И.Шмелёв,
В. Набоков, Д. Мережковский, З.Гиппиус,
А.М.Ремизов, М.А. Алданов, М. Цветаева, Л. Андреев, М. Арцыбашев и др.
Слайд 5Эти писатели и поэты, оказавшись на чужбине, не только не
ассимилировали, не забыли свой язык и русскую культуру, но создали
литературу русской диаспоры в чужой языковой и культурной среде.
Иван Бунин
Слово
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
(1915)
Слайд 6 Иван Бунин
У птицы есть
гнездо,
У зверя есть нора,
Как горько было сердцу молодому,
Когда я
уходил с отцовского двора,
Сказать : «Прости!» родному дому!
У зверя есть нора,
У птицы есть гнездо.
Как бьётся сердце горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой.
(1922)
И.А.Бунин
Лауреат Нобелевской премии в области литературы
Слайд 7«Потаённая литература»
Это направление в русской литературе появилось в начале 20-х
годов и связано с именами писателей, которые не имели возможности
публиковать свои произведения или принципиально их не публиковали из-за разногласий с официальной властью. Произведения «в стол» писали А.Платонов, М.Булгаков,
А.А. Ахматова, Б.Пастернак, Б.Пильняк и др.
Слайд 8Б.Л.Пастернак
Лауреат Нобелевской премии в области литературы
Быть знаменитым некрасиво-
Не это поднимает
ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не
шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех…
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях…
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только – до конца.
Слайд 9Советская литература
Это литературное направление создавалось во время становления советского государства
и испытывало самое мощное давление политического пресса.
Становление советской литературы связано
с борьбой двух противоположных тенденций:
Стремление власти привести литературу к идеологической монолитности и художественному единообразию.
Тенденция многовариантного литературного развития.
Слайд 10Многоголосие, разнообразие авторских манер привело к обилию группировок, салонов, литературных
объединений, групп:
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Слайд 11РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
Время существования: 1925 -1932 годы.
Печатный
орган – журналы «На посту», «На литературном посту».
Представители –
Дмитрий Фурманов, Александр Фадеев.
Идеи: поддержка пролетарских литературных организаций, учиться у классиков, развитие коммунистической критики, отрицание романтизма, борьба с новобуржуазным влиянием в литературе.
«Классовые враги»: Ахматова, Ходасевич, Цветаева, Бунин.
«Попутчики»: Маяковский, Пришвин, К. Федин.
Слайд 12ЛЕФ - левый фронт искусств
Литературная группа.
Время существования: 1922-1929 годы.
Печатный
орган – журналы «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ».
Представители – Маяковский В., О.
Брик,
Б. Пастернак.
Идеи: создание действенного революционного искусства, критика пассивного «бытоотражающего психологизма»; теория «литературного факта», отрицающая художественный вымысел, требующая освещения в искусстве фактов новой действительности.
Слайд 13Имажинизм
Литературное течение.
Время существования: 1919-1927 годы.
Печатный орган : «Советская
страна»
Представители : С. Есенин, Н. Клюев,
В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом
смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл.
Слайд 14«Перевал»
Литературное объединение.
Время существования: 1923 – 1932 годы.
Печатный орган: журнал
«Красная новь».
Представители : В. Катаев, Э. Багрицкий, М. Пришвин, М.
Светлов.
Идеи: выступали против «бескрылого бытовизма», ратовали за сохранение преемственной связи с художественным мастерством русской и мировой классической литературы, выдвигали принцип искренности, интуитивизма, гуманизма.
Слайд 15ОБЕРИУ – объединение
реального искусства
Литературно – театральная группа.
Время
существования: 1927-1928 годы.
Представители – Д. Хармс, Н. Заболоцкий, А. Введенский.
Идеи:
в основе творчества – «метод конкретного материалистического ощущения вещи и явления», развивали отдельные стороны футуризма, обращались к традициям русских сатириков конца 19 –начала 20 веков.
Слайд 16Конструктивизм
Литературное течение.
Время существования: 1923-1930 годы.
Представители : И. Сельвинский, В. Ибнер,
В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества;
лозунг: «Коротко, сжато, в
малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации); отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма.
Слайд 17«Серапионовы братья»
Литературная группа.
Время существования: 1921 год.
Представители – К. Федин,
В. Каверин, М. Слонимский.
Идеи: «поиски приемов овладения новым материалом» (война,
революция), поиски новой художественной формы.
Цель – овладение техникой писательского мастерства.
Слайд 18ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка
Русская литературоведческая школа.
Время существования:
1914-1925 годы.
Представители: Ю. Тынянов, В. Шкловский
Слайд 1920-е годы – время поиска и литературных экспериментов
Главная тема в
литературе 20-х годов: изображение революции и гражданской войны:
М. Булгаков
«Белая гвардия»
Д. Фурманов «Чапаев»
Б. Пильняк «Голый год»
А. Серафимович «Железный поток»
М. Шолохов «Донские рассказы»
А. Малышкин «Падение Дайра»
И. Бабель «Конармия»
А. Веселый «Россия, кровью умытая».
Слайд 20Развитие жанров: гротеск, фантастика, ирония, сатира.
М. Зощенко «Рассказы»
А. Платонов «Город
Градов», «Чевенгур», «Ювенильное море»
М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и
Маргарита», «Роковые яйца»
Е. Замятин «Мы»
И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»
А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам»
А. Толстой «Аэлита»
Слайд 211929 год – конец десятилетия.
Все изменилось:
Этот год ознаменовал начало
травли
М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.
2.
С этого года было резко нарушено относительное равновесие политических сил.
3. В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.
Слайд 22Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей
в произведениях.
Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею
на рубеже 20-х и 30-х годов.
С начала 30-х годов проявляется всё ярче тенденция приведения литературы к единому художественному методу – социалистическому реализму.