Разделы презентаций


Главное в человеческой жихни

Чингиз Айтматов

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Урок литературы в 7 классе
По повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»
Тема:

Главное в человеческой жизни.

Урок литературы в 7 классеПо повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»Тема: Главное в человеческой жизни.

Слайд 2 Чингиз Айтматов

Чингиз  Айтматов

Слайд 4Цели: вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике

литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы;

учить подбирать ключевые эпизоды, цитаты для характеристики героев;   - развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, устную речь;   формировать интерес к нравственным вопросам, «вечным» проблемам, учить чувствовать слово.
Цели:   вместе с детьми осмыслить прочитанное произведение Айтматова; продолжить обучение характеристике литературных героев через их

Слайд 5 I. Вводная часть
 
Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве


Ч. Айтматова (В своих лучших произведениях «Ранние журавли», «Пегий пес,

бегущий краем моря», «Белый пароход», «Буранный полустанок», «Плаха» писатель говорит о нравственных проблемах общества. Все произведения находят живой отклик в душах читателей разных стран. Они объединяют добрых людей, делают их близкими друг другу в чем-то важном, делают людей духовно богаче. Проза киргизского писателя открывает и помогает осознать целый мир человеческих чувств, нравственных поисков).(Ученики некоторые произведения еще не проходили).
I. Вводная часть  Краткое сообщение ученика о жизни и творчестве Ч. Айтматова (В своих лучших

Слайд 6 2. Обращение к высказыванию писателя (читает учитель).
 
«Искусство должно призывать к

радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но также верно и то, что искусство

должно ввергать человека в глубокие раздумья и потрясения, вызывать в нем полезные чувства сострадания, протеста против зла, давать ему повод сокрушаться, печалиться и жаждать восстановить, отстоять то лучшее в жизни, что оказалось попранным, погубленным…»

2. Обращение к высказыванию писателя  (читает учитель).  «Искусство должно призывать к радости, жизнеутверждению, оптимизму. Но

Слайд 73. Обращение к теме урока
- Что вы считаете главным в

человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить

честно. Беречь природу и т.д.)
 
- А теперь давайте посмотрим, как это понимают герои повести.

3. Обращение к теме урока - Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей

Слайд 8 II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула.  

 
- Ч.Айтматов во многих своих

произведениях прибегает к резким противопоставлениям героев. Такой прием позволяет ярче

нарисовать персонажи. Есть ли в повести такие герои? (Момун ,Орозкул)
 
1. Ученики читают определения (запись на доске)
 
великодушный самодовольный
надежный эгоистичный
трудолюбивый невежественный
бескорыстный грубый
добрый жестокий
приветливый хвастливый
скромный мстительный
бесхитростный
Выясняем, какие из них подходят для характеристики Момуна, а какие для объездчика Орозкула. Детьми приводятся примеры (аналитический пересказ, чтение эпизодов и ситуаций), в которых наиболее ярко проявились в характерах героев эти черты.

II. Сравнительная характеристика Момуна и Оразкула.    - Ч.Айтматов во многих своих произведениях прибегает к

Слайд 92. Беседа

- Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это

слово? (Расторопный – быстрый и ловкий в деле).
 
- Нет ли

в этом прозвище какой-то насмешки? Справедливо это по отношению к Момуну?
 
- Почему люди воспринимают доброту старика как чудаковатость, а может, даже глупость? (Доброту люди расценивают как неблагодарное свойство человека. Доброта не ценилась)
 
- Был ли у вас при чтении повести момент, когда вы посочувствовали даже такому герою, как Орозкул, увидели в нем проблеск чего-то человеческого? (Когда пьяный объездчик плачет о своей судьбе. Он все же изредка ощущает свое нравственное убожество).
 

2. Беседа - Момуна «многомудрые» люди называют Расторопным. Что означает это слово? (Расторопный – быстрый и ловкий

Слайд 10 Момун

Орозкул

Момун       Орозкул

Слайд 11Составление 3. Цитатной характеристики героев

Составление  3. Цитатной характеристики героев

Слайд 12 Аналитическая беседа
- Как живется мальчику среди взрослых? Почему так

часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»? (Мальчику всего 7

лет. Но он уже узнал, что такое жестокость, равнодушие, несправедливость, неблагодарность. Он растет, брошенный отцом и матерью, на попечении деда и неродной бабки. Та постоянно попрекает его и напоминает, что он чужой. Мальчику жаль деда, тетку Бекей.)

- Какие вопросы волнуют мальчика? Что он пытается понять? («Почему люди так живут? Почему одни злые, а другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим?» Вопросы остаются без ответа, и мальчик страдает, затаив обиду. Мальчик не может понять, почему все прощают обиды Оразкулу. Он уверен, что таких людей надо наказывать).
 - В чем суть мечты мальчика о Белом пароходе? (Это мечта о добрых, любящих людях, об отце и о матери, о справедливости и счастье).
 - Какие определения вы подобрали бы для характеристики этого героя?
(Чуткий, впечатлительный, доверчивый, светлый, дружелюбный, умеющий фантазировать и т.д. Он многому хорошему научился у деда).
 - Что мальчика заставило сделаться рыбой и уплыть?
(Он уплывает «рыбой» в знак протеста против бессердечности взрослых людей. Для мальчика расправа с Матерью-оленихой, в которой участвовал и Момун, стало крушением мира. Его мучило сознание собственной беспомощности, то, что он не в силах был ничего поделать с этими людьми).
 

Образ мальчика

Аналитическая беседа- Как живется мальчику среди взрослых? Почему так часто ему хочется «уйти куда-нибудь или улететь»?

Слайд 13 Вывод учителя:
 
- Значит, мальчик в свои 7 лет понял,

почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни. Он был до

конца верен себе, своему идеалу, своей сказке.
 

Вывод учителя: - Значит, мальчик в свои 7 лет понял, почувствовал сердцем, что главное в человеческой жизни.

Слайд 14IV. Осмысление заключительных слов повести.

1. Чтение отрывка учителем.
- Почему, несмотря

на трагический конец повести, в нашей душе рождается светлое чувство?

(Мечта мальчика осуществилась: он хотел приплыть к Белому пароходу, рассказать людям о своей жизни, о Расторопном Момуне, о своей вере в Рогатую Мать-Олениху, в красоту, добро и справедливость. Писатель выполнил волю мальчика, повторяя его слова: «Здравствуй, Белый пароход, это я!» В этих словах – победа всего светлого в жизни).
 

IV. Осмысление заключительных слов повести. 1. Чтение отрывка учителем.- Почему, несмотря на трагический конец повести, в нашей

Слайд 15V. Итог урока.
 
- В начале урока вы ответили на вопрос,

что же главное в человеческой жизни. Могли бы вы сейчас

дополнить свой ответ? (Это совесть. Детская совесть в человеке).
 
- А что такое совесть? (Совесть – это чувство ответственности за свое поведение перед людьми).


V. Итог урока.  - В начале урока вы ответили на вопрос, что же главное в человеческой жизни.

Слайд 16   Вывод учителя.


- Каждый человек знаком со своим внутренним

голосом, который то его упрекает, то радует. Это чувство называется

совестью. Кто следует голосу совести, тот не будет сожалеть о своих поступках. Совесть объединяет в человеке добро, сердечность, веру и надежду.
 

 

Слайд 17Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика