Слайд 1
Составление портрета хитрого человека в художественном стиле.
Урок развития речи.
Слайд 2Речевая разминка.
«Читатель, по существу никогда не видевший героев книги, может
судить об их наружности. В чём же дело? Как получается,
что мы знаем литературных героев в лицо?»
-Прочитайте текст про себя. К какому стилю речи вы его отнесёте?
(К научному стилю. Во-первых, содержит сведения о портрете литературного героя; во-вторых, содержит научные термины; в-третьих,данный текст-отрывок из научно-популярной статьи о портрете.)
Слайд 3Работа по теме.
«Как же так получается, что мы знаем литературных
героев в лицо?»
В произведении описывается портрет персонажа.
Что же такое портрет?
«Портрет
в литературе-это изображение внешности героя(черт, мимики, фигуры, лица, одежды)как одно из средств его характеристики; разновидность описания».
-Каково значение портрета? Его роль в описании?
-Разновидностью какого типа речи является портрет литературного героя?
-Как вы понимаете выражение психологический портрет?
-Что ещё, кроме описания внешности литературного героя, он может включать в себя?
Слайд 4Запишем ответ на вопрос в виде схемы:
Слайд 5Прочитайте портрет литературного героя. Что это за персонаж? Из какого
произведения? Назовите автора. Докажите, что перед вами психологический портрет.
«Говорила она,
как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце… Вся она-тёмная, но светилась изнутри-через глаза-неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка,-она ми мягкая такая же, как этот ласковый зверь».
Бабушка Акулина Ивановна, героиня повести М.Горького «Детство».
Слайд 6Ответьте на вопросы:
-Какие черты характера бабушки раскрываются в портрете?
Доброта, ласковое
и внимательное отношение к людям, мягкость.
-Можно ли по портрету определить
отношение рассказчика к героине?
Отношение мальчика к бабушке восторженное, он постоянно любуется ею, тянется к ней, чтобы отогреться теплом её души. Ярко, с с любовью описывает рассказчик портрет бабушки: её глаза, улыбку, движения. Он находит для этого удачные эпитеты и сравнения.
Слайд 7Выводы:
Портрет литературного героя-это не только внешняя оболочка, выражающая его внутреннюю
суть, но и способ выражения отношения автора к герою. Авторская
симпатия или антипатия может выражаться открыто, в авторских комментариях, или скрыто, в подборе деталей портрета литературного героя.
-Каковы же, по-вашему, задачи создания психологического портрета?
1.Раскрыть внутренний мир и характер персонажа;
2.Передать авторское отношение к нему.
Слайд 8Прочитайте портрет господина Тенардье,персонажа романа В.Гюго «Отверженные». Определите авторское отношение
к персонажу и способ его выражения.
Лафатер(учёный), увидев такое лицо, определил
бы его как помесь грифа с сутягой; пернатый хищник и человек-крючкотвор, дополняя друг друга, усиливали своё уродство, ибо черты крючкотвора придавали хищнику нечто подлое, а черты хищника крючкотвору-нечто страшное».
-ЛЗ каких слов вы не поняли в контексте?
-Каково авторское отношение к персонажу?
(негативное. Выражается в подборе деталей портрета, в сравнении господина с хищной птицей, неприятной на вид.
Слайд 9Таким образом:
Портрет никогда не воспринимается отдельно, но всегда вместе с
поведением персонажа, его поступками, мыслями, окружающей обстановкой.
-Психологический портрет-это внутренняя суть
литературного героя. Герои по своему внутреннему содержанию могут быть разными: добрыми и злыми, бескорыстными и скупыми, бескорыстными и негодяями. И об особенностях характера героев следует судить не только по их поступкам, но и по их психологическому портрету.
Ваша задача-проследить, из чего складывается портрет,например,хитрого человека.
-Какого человека мы называем хитрым?
1.Изворотливый, скрывающий свои истинные намерения, идущий обманными путями к достижению чего-либо.
2.Изобретательный, искусный в чём-нибудь.
-Но одинакова ли хитрость?
Слайд 10Хитрость со знаком «плюс» и со знаком «минус»… Как вы
это понимаете?
Из предложенных эпитетов выберите сначала те, которые характеризуют хитрость
«плюс», а потом «минус».
Весёлая,дьявольская,звериная,коварная,лукавая,невинная,лицемерная,обдуманная, пошлая, тонкая, дипломатическая.
-Какие эпитеты вызвали ваше сомнение?
Тонкая, дипломатическая. Их можно употреблять как при описании хитрого добряка, так и при описании хитрого негодяя.
Слайд 11Прочитайте портрет Оливье, героя произведения В.Скотта «Квентин Дорвард». Докажите, что
это портрет хитрого негодяя.
«...Оливье был маленький,худой человек с бледным лицом,
в самом простом шёлковом камзоле и таких же панталонах и чулках-костюме, который едва ли мог выставить в выгодном свете его заурядную фигуру. Серебряный таз, который он держал в руке, и перекинутое через плечо полотенце указывали на скромную должность.Лицо отличалось живостью и проницательностью, однако он старался скрыть это выраженье и ходил, скромно опустив глаза, или, вернее, скользил неслышно, как кошка, словно стараясь прокрасться незамеченным. Но если скромность может скрыть добродетель, под этой личиной не укроется тот, кто осыпан королевскими милостями.Да и мог ли пройти через приёмны зал человек, который,как всем было известно, имел такое влияние на короля,какого добился его знаменитый цирюльник и камердинер Оливье де Лэн, или иначе –ОливьеНегодяй, или ещё-Оливье Дьявол! Эти прозвища были даны ему за ту чисто дьявольскую хитрость, с которой он помогал королю проводить в исполнение его вероломные замыслы».
Слайд 12Ответьте на вопросы:
Какие художественные средства выразительности языка помогают автору показать
внутреннюю суть героя?
Сравнения, эпитеты,прозвища; противопоставления манеры поведения, одежды, т.е. внешних
признаков, внутренней сути героя. Авторская антипатия выражена открыто.
Слайд 13Послушайте «разбросанный» портрет госпожи Тенардье. Определите внутреннюю суть героини, охарактеризуйте
её, основываясь только на психологическом портрете.
Вам помогут вопросы:
-Какой вы видите
героиню? Каково её обычное выражение лица?
-Когда и почему меняется выражение лица героини?
-Как проявляется хитрость госпожи Тенардье?
-Что скрывается за этой хитростью? Что главное в характере героини?
Слайд 14Составить психологический портрет деда Каширина(главы:1,2,3,5,6).
Написать сочинение-миниатюру «Дед Каширин глазами внука».
Подумать
над вопросом «Как в портрете старика Каширина подчёркивается его хитрость?
Можно ли однозначно определить, какова она?»