Слайд 1Знакомство с пьесой А.Н.Островского «Гроза».
Слайд 2Работа с афишей к драме «Гроза»
Порядок расположения персонажей в списке
(социальный и семейный планы).
Характер имён и фамилий.
Указывают на отношение автора
к героям
Отражают нравственные устремления или внутренние качества.
Слайд 3Быт Торжка. Положение замужней женщины.
Кинешма. Восхитительная природа.
Как бы подчёркивая, обобщающий
характер места действия пьесы «Гроза», драматург называет вымышленный город –
Калинов.
Слайд 4Роль пейзажа в пьесе.
«Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»
Слова Кулигина, любующегося
красотой русской природы, вызывает у читателя мысль о том, что
и жизнь должна быть прекрасной в этом уголке.
Слайд 5Почему местом действия Островский выбрал общественный сад, а временем –
окончание службы в церкви?
Слайд 6Какова роль первых 4 явлений в пьесе?
Знакомят с жизнью семьи
Кабановых.
Рассказывают об отдельных лицах.
Дают характеристику Дикому – хищнику и ругателю.
Помогают
оценить героев: Кулигина, Кудряша, Бориса.
Содержат противоречивые оценки нравов, царящих в Калинове (Кулигина и Феклуши) .
Слайд 7Роль 5 явления.
Знакомство с Катериной и Кабанихой.
Неизбежность конфликта между ними.
Кабаниха
вызывает страх.
Она деспотична, груба, ханжа, фанатически отстаивающая старое.
Кабаниха играет активную
роль, она ведёт разговор, упрекает, наставляет, угрожает, ругает.
Слайд 8В чём упрекает домашних Кабаниха? Какова цель её постоянных придирок?
Упрекает
детей в непочтительности к старшим.
Изводит Тихона за то, что он
хочет жить своим умом.
Она наставляет, как надо жить, чтобы поддержать порядок в семье.
Слайд 9Что означает слово «порядок» в устах Кабанихи?
Беспрекословное подчинение младших старшим.
Молодые должны испытывать постоянный страх и трепет, а старшие обязаны
внушать младшим именно эти чувства.
Слайд 10Кулигин, говоря о Кабанихе, называет её ханжой. Каково значение этого
слова? Чем можно подтвердить слова Кулигина?
Ханжество – лицемерие, прикрытое
напускной добродетельностью, иногда набожностью.
Ханжескую окраску речи Кабанихи придают ласкательные слова («мой друг», «милая моя»), самоуничижение («мать стара», «мать глупа»), ссылки на родительскую любовь, стремление представить себя несчастной («дождётесь, поживёте на воле, когда меня не будет»). И всё это в сочетании с откровенной грубостью, властностью.
Слайд 11Как относится Кабаниха к домашним?
Почему же именно Катерина вызывает ненависть
Кабанихи?
Катерина мало говорит в этом явлении, и всё же
своим поведением она бросает вызов «тёмному царству», сама об этом не подозревая. Катерина протестует против оскорблений Кабанихи, считает их незаслуженными. «Терпеть напраслину» привыкли и Тихон, и Варвара, а она, невестка, не имеющая никаких прав в семье, защищает своё человеческое достоинство.
Обращение к Кабанихе на «ты», в то время, как Тихон и Варвара называют её на «вы», должно раздражать Кабаниху.
Слайд 12Обсудим пьесу в группах:
1 группа.
Проанализировать речь Катерины. Как речь
открывает её внутренний мир?
2 группа.
В чём различие между жизнью
в доме родителей Катерины и Кабанихи? Почему Варвара не поняла Катерину?
3 группа.
Как в речи Катерины проявляется внутренняя борьба, происходящая в её душе? Какое значение для понимания характера Катерины имеет её страх перед грозой?
Слайд 14Основной конфликт драмы
Борьба молодых сил со старым миром, непримиримость двух
миров.
Основная мысль.
Если уж женщина – самое слабое и забитое существо
– начинает протестовать, значит, конец «тёмного царства» близок.