Слайд 1Древнерусская литература
Хожение за три моря Афанасия Никитина
Слайд 2Хожение (хождение)– жанр,
в котором описывались
всякого рода
путешествия
в
иные земли
или приключения.
Слайд 3«Хождение за три моря Афанасия Никитина»
Сочинение тверского купца Афанасия Никитина
было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие. Никитин
стал первым русским человеком, побывавшим в Индии (Бахмани) и описавшим своё путешествие.
Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Но бо’льшая часть записок была посвящена Индии: её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям.
Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.
Слайд 4В 1475 году рукопись оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева.
Позже,
в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому
восходят тексты Львовской и Софийской летописей.
Известный русский историк Н.М. Карамзин открыл «Хожение…» в Троицком списке (конца XV или самого начала XVI века) и опубликовал отрывки из него в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского».
Слайд 5Карамзин писал: «Доселе географы не знали, что честь одного из
древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века
…
Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара…»
Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.
Слайд 6 В год 6983 (1475) . В том же году получил
записи Афанасия, купца тверского, был он в Индии четыре года,
а пишет, что отправился в путь с Василием Папиным. Я же расспрашивал, когда Василий Папин послан был с кречетами послом от великого князя, и сказали мне -- за год до казанского похода вернулся он из Орды, а погиб под Казанью, стрелой простреленный, когда князь Юрий на Казань ходил. В записях же не нашел, в каком году Афанасий пошел или в каком году вернулся из Индии и умер, а говорят, что умер, до Смоленска не дойдя. А записи он своей рукой писал, и те тетради с его записями привезли купцы в Москву Василию Мамыреву, дьяку великого князя.
Слайд 7Путь Афанасия Никитина
«Записал я здесь про свое грешное хождение за
три моря: первое море -- Дербентское, дарья Хвалисская, второе море
-- Индийское, дарья Гундустанская, третье море -- Черное, дарья Стамбульская.»
Слайд 9 «Плывём мы мимо Астрахани, а месяц светит, и царь
нас увидел, и татары нам кричали: "Качма -- не бегите!"
А мы этого ничего не слыхали и бежим себе под парусом. За грехи наши послал царь за нами всех своих людей. Настигли они нас на Богуне и начали в нас стрелять. У нас застрелили человека, и мы у них двух татар застрелили. А меньшее наше судно у еза застряло, и они его тут же взяли да разграбили, а моя вся поклажа была на том судне.
Дошли мы до моря на большом судне, да стало оно на мели в устье Волги, и тут они нас настигли и велели судно тянуть вверх по реке до еза. И судно наше большое тут пограбили и четыре человека русских в плен взяли, а нас отпустили голыми головами за море, а назад, вверх по реке, не пропустили, чтобы вести не подали.»
Слайд 10«Бидар -- стольный город Гундустана бесерменского. Город большой, и людей
в нём очень много. Султан молод, двадцати лет -- бояре
правят, а княжат хорасанцы и воюют все хорасанцы.»
Слайд 11 «Во дворец султана ведёт семь ворот, а в воротах
сидят по сто стражей да по сто писцов-кафаров. Одни записывают,
кто во дворец идет, другие -- кто выходит. А чужестранцев во дворец не пускают. А дворец султана очень красив, по стенам резьба да золото, последний камень -- и тот в резьбе да золотом расписан очень красиво. Да во дворце у султана сосуды разные.
По ночам город Бидар охраняет тысяча стражей под начальством куттавала, на конях и в доспехах, да в руках у каждого по факелу.»
Слайд 12 «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а
голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну
косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много -- дивятся белому человеку. У тамошнего князя -- фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних -- фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят -- фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах.»
Слайд 13 Джуннар-град стоит на скале каменной, не укреплен ничем, богом огражден.
И пути на ту гору день, ходят по одному человеку:
дорога узка, двоим пройти нельзя.
И в том Джуннаре хан отобрал у меня жеребца, когда узнал, что я не бесерменин, а русин. И он сказал: "И жеребца верну, и тысячу золотых впридачу дам, только перейди в веру нашу -- в Мухаммеддини. А не перейдешь в веру нашу, в Мухаммеддини, и жеребца возьму, и тысячу золотых с твоей головы возьму".
Слайд 14 «Милостию божией прошёл я три моря. (Остальное бог знает, бог
покровитель ведает.) Аминь! (Во имя господа милостивого, милосердного. Господь велик,
боже благой, господи благой. Иисус дух божий, мир тебе. Бог велик. Нет бога, кроме господа. Господь промыслитель. Хвала господу, благодарение богу всепобеждающему. Во имя бога милостивого, милосердного. Он бог, кроме которого нет бога, знающий все тайное и явное. Он милостивый, милосердный. Он не имеет себе подобных. Нет бога, кроме господа. Он царь, святость, мир, хранитель, оценивающий добро и зло, всемогущий, исцеляющий, возвеличивающий, творец, создатель, изобразитель, он разрешитель грехов, каратель, разрешающий все затруднения, питающий, победоносный, всеведущий, карающий, исправляющий, сохраняющий, возвышающий, прощающий, низвергающий, всеслышащий, всевидящий, правый, справедливый, благий.)»
Слайд 15Памятник Афанасию Никитину в Твери
Слайд 16Художественный фильм по произведению Афанасия Никитина «Хожение за три моря»
В
1958-м году был снят художественный фильм о путешествии тверского купца
Афанасия Никитина по мотивам его одноимённых путевых записок – это первая совместная постановка советских и индийских кинематографистов.