Слайд 1Интегрированный урок русского языка
и информатики в 9Б классе
Учитель русского
языка и литературы: Белоногова Наталья Ивановна
Учитель информатики: Салихова Лилия Завдятовна
Министерство
Образования и Науки Республики Татарстан
МОУ «Гимназия №32»
г. Нижнекамск
2010 г.
Урок литературы
Преподаватель русского языка и литературы: Никошина Наталья Ивановна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РТ
ГАПОУ «НИЖНЕКАМСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
г. Нижнекамск
Слайд 2И.А. Гончаров.
Художник Н. Крамской, 1874
Художественная деталь
в романе
И.А.
Гончарова «Обломов»
Слайд 31. По какому принципу происходит отбор художественных деталей?
2. Какую
роль выполняет художественная деталь в романе И.А. Гончарова?
Слайд 4
Художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую
и эмоциональную нагрузку.
Деталь может воспроизводить подробности обстановки, внешности,
пейзажа, интерьера, чтобы представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.
Слайд 5
Эпизод.
Дать название эпизоду, сцене.
Зачем нужна автору данная деталь в
эпизоде?
Слайд 6Гороховая улица.
Книга в жизни Обломова
Ветка сирени
Обломов.
Художник С. Шор. 1936
Обломов
в пыльной комнате. Художник
Г. Мазурин
Халат Обломова
Слайд 7
Детали:
Улица. 1, I.
Внешность героя, возраст. 1, I.
Халат. 1,I, II; 3,III,
XII; 4,V.
Пыль. 1,I; 2,V; 3,II; 3,VII.
Книги. 1,I, II; 2,V; VIII;
2,IХ.
Сирень. 2,VI-VIII; 2,IХ; 4II; 4,VI; 4,Х.
Слайд 8Гороховая улица в Петербурге в 19 в.
Слайд 9Олег Табаков в роли И. Обломова.
Слайд 10
ХАЛАТ.
Олег Табаков в роли И.Обломова.
Слайд 11Комната Обломова. (из фильма «Несколько дней из жизни Обломова»).
Слайд 13Ветка сирени как художественная деталь.
Слайд 14Обобщите свои наблюдения о роли художественной детали в романе.
-
Почему автор последовательно обращает внимание читателя на определенную подробность?
-
Изменяется ли эта подробность в ходе повествования?
- Как через деталь «освещаются» характер героя и его судьба?
Слайд 15«Когда работа идет в голове, лица не дают покоя, пристают,
позируют в сценах, я слышу отрывки их разговоров – и
мне часто казалось, прости господи, что я это не выдумываю, а что это все носится в воздухе около меня и мне только надо смотреть и вдумываться».
И.А. Гончаров
Слайд 16«Визитеры Обломова»:
Обломов и Волков
(II глава)
Обломов и Судьбинский
(II глава)
Обломов
и Пенкин
(II глава)
Слайд 171. Что предшествует встрече Обломова с его визитёром?
2. Каким размышлениям
предаётся Обломов после визита?
3. Как встречает Обломов своего гостя?
4.
Поднимается ли Обломов с дивана навстречу визитеру и по ходу беседы с ним?
Слайд 19Классификация художественных деталей:
сюжетные, т.е. отмеряющие вехи в жизни героя;
динамические
– письма, книги, возраст;
описательные – пыль, халат, внешность;
психологические – сирень,
улица.
Слайд 20 Вывод:
Деталь позволяет художнику раскрыть глубинную сущность характера героя, подсказать
дальнейшую логику развития характера.
Художественная деталь – символ, характеризующий литературного
персонажа.
Слайд 21Домашнее задание.
Выделить художественные детали, раскрывающие образ Андрея Штольца.
Написать эссе «Два
лица Ильи Обломова».
Индивидуальное задание: подготовить сообщение
«Обломов и
Штольц».
Слайд 22Удалось ли вам открыть для себя что-то?
Какие открытия вы
сделали для себя на сегодняшнем уроке?
Слайд 23
«Халат! О милый мой халат -
Себе я нравлюсь в старом
облачении!
И надевать тебя всегда я очень рад,
Тебя снимаю с сильным
сожалением…
В другой одежде нет покоя мне,
Рубашки, галстуки – всё это не по мне.
Жду не дождусь я времени такого,
Чтобы в халате том по улице гулять,
Прийти домой и в нём улечься спать,
А утром в гости, даже на обед –
Мне лень… ведь я в халат одет…»