Слайд 1
Художественное описание пейзажа Г.Г. Нисского
«Февраль. Подмосковье»
Урок русского языка
в 5 классе
Слайд 2
Цели:
Развивать устную и письменную речь
учащихся.
2. Совершенствовать умения
и навыки
написания сочинения-описания.
3. Учить художественному видению
окружающего
мира, чувствовать красоту
слова.
4. Воспитывать чувство радости и
удовлетворения от процесса работы.
Слайд 3
На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж
тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует
о весне.
Д. Кедрин
Слайд 4
Языковые средства выразительности:
эпитет,
сравнение,
олицетворение,
метафора.
Слайд 5
Словарная работа
Грёзы – мечты, игра
воображения во сне или наяву. Грезить – мечтать.
Заиндевелый - от
слова индеветь - покрываться инеем.
Пейзаж - изображение природы.
Слайд 6
Художники в своем творчестве тоже
не обошли стороной зиму
и запечатлели её
на своих полотнах.
Художник - очень внимательный
человек,
он все видит и все запоминает. Что-то его
удивляет и радует, вызывает восторг или
печалит, доставляет удовольствие или
напоминает о том, что он когда-то пережил.
Русская зима с её необычайными красотами
не могла не тронуть художников.
Что художник передает на картине?
(Звучит фрагмент из Первой симфонии П.И. Чайковского
"Грёзы зимнею дорогой" )
Слайд 13
Недавно мы работали над
репродукцией картины
И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Каким видит
февраль автор?
Историческая справка
Февраль – это переломный месяц.
Это уже
конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.
Название месяца “февраль” – латинское по происхождению.
Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце
месяца древние римляне устраивали большой праздник,
на котором приносили жертвы покровителю стад богу
Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль.
Древнерусское название февраля – “лютый”.
– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:
лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?
Слайд 15
Георгий Григорьевич Нисский (1903 – 1987) - известный русский художник,
живописец – пейзажист. Родился он в Белоруссии, в семье врача.
Жил в Москве.
Основные черты уникального
живописного стиля художника: лаконичность, динамика,
проникновенный лиризм.
Сегодня мы знакомимся с картиной Г. Нисского «Февраль. Подмосковье»
Слайд 16
Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»
Слайд 18
Г.Г. Нисский «Белорусский пейзаж»
Слайд 22
Г.Г. Нисский «Февраль. Подмосковье»
Слайд 23
Февраль – самая метельная пора зимы.
В лесу под холодным
огнем яркого,
но бессильного солнца висят на ветвях
кустов и
деревьев снежные шапки. Косой
свет лучистого заката румянит снег.
От леса падает синеющая тень, и здесь
сумеречно гаснет свет на буграх лиловых сугробов.
Днем небо поражает голубизной,
а к вечеру оно становится густо-фиолетовым.
Д. Зуев
Солнце яркое, но бессильное; снег румяный;
бугры лиловые; небо густо-фиолетовое.
Как вы думаете, соответствует ли описание февраля у Д. Зуева картине Г. Нисского?
Слайд 24
Ключевые слова и выражения:
дорога: серый асфальт, уходящая вдаль,
оттаявшая;
ели: темно-зеленые, высокие, устремленные ввысь;
люди: легко, по-весеннему одетые, бодро шагающие;
снег:
сапфировые тени, слежавшийся, подтаявший на солнце, тяжелый, мокрый, розовый в лучах заходящего солнца;
небо: сиреневые облака, цвета заката, весеннее, теплое;
поезд: набирающий скорость, мчащийся вперед.
План
I Вступление.
Что за картина передо мной?
Кто автор картины?
II Основная часть. Описание самой картины.
1. Фон (цветовая гамма).
2. Передний план (цветовая гамма).
3. Линия горизонта.
4. Динамичность пейзажа.
III Заключение.
1. Мои впечатление от картины.
2.Что художник хотел сказать своим
творчеством?
Слайд 26
Изображение на холсте – это зримое
отражение того, что
звучит в душе
художника.
Может быть, мы с помощью красок
не сможем передать наше настроение
и наши чувства так, как это сделал
художник, но написать об этом
мы попробуем.
Слайд 28
МБСКОУ СКОШ № 36 города Озёрска
Челябинской области
Автор: Горохова Лариса
Борисовна,
учитель русского языка и литературы