Слайд 1Художественный мир
русской литературы
второй половины ХIХ века
Художественные открытия русской
литературы:
эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии
Слайд 2Литература 2 половины XIX века делится на 3 периода:
Литература до
60-х (1852-66/7)
1868-81 (81 – важная дата: умирает Достоевский, погибает Александр
II)
1881-94
Слайд 31 период
В 1852 году умирают Гоголь и Жуковский, выходит отдельное
издание «Записок охотника» Тургенева.
В 1855 году заканчиваются Крымская компания
(неудачно для России) и правление Николая 1.
Вскрылась коррупция и техническая отсталость России. Нужны были реформы.
Начало правления Александра II – cамое либеральное время 19 века. В России появилась политика в полном смысле слова.
Слайд 4
В начале 60-х годов – реформы:
крестьянская
земская
судебная (гласное судопроизводство, суд присяжных,
соревнование)
военная.
Реформы носят половинчатый характер.
В начале 60-х годов активизируется протестное движение,
появляются подпольные организации (в т. ч. Земля и Воля).
Слайд 5
На первый план выходит фигура публициста.
Новый герой – разночинец.
Происходит разрыв
между культурной элитой и властью. Между этими 2 группами неравномерно распределена
власть:
физическая, над телом – у бюрократии;
над умами и душами – у интеллектуальной элиты.
Журнал (литература соседствует с политикой).
Слайд 6
2 период
Начинается эпоха больших романов.
Покушение Каракозова, закрытие радикальных левых журналов,
начало реакции.
Первые народнические кружки, и уже в 70-е гг. начинается
хождение в народ.
Журналы «Отечественные записки», «Дело», «Вестник Европы», «Дневник писателя».
Складывается «театр Островского».
Некрасов.
Расцвет революционной поэзии.
Слайд 73 период
Одна из самых скучных эпох, время правления Александра III
Миротворца.
Время интеллектуального упадка, застоя.
Усталость от больших идей: писатели отказываются от
морального права учить кого-то.
Не создаётся героических характеров, место романов занимает небольшая повесть или рассказ.
Слайд 8В. Г. Белинский:
"… теперь наша литература превратилась в роман и
повесть (…) Какие книги больше всего читаются и раскупаются? Романы
и повести. (…) Какие книги пишут все наши литераторы, призванные и непризванные (…)? Романы и повести. (…) в каких книгах излагается и жизнь человеческая, и правила нравственности, и философические системы, и, словом, все науки? В романах и повестях".
Слайд 9
И. А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история», «Обрыв»
И. С. Тургенев «Отцы
и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне»
Н. Г. Чернышевский «Что делать?»
М. Е.
Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», «Бесы»
Л. Н. Толстой «Воскресение», «Анна Каренина», «Война и мир»
Слайд 10Роман – эпический жанр,
который представляет собой развёрнутое во времени
и пространстве произведение,
в центре которого эпическое повествование о судьбе
одного или нескольких персонажей в процессе их развития и в связи с другими героями.
Слайд 11Для романа характерны
следующие признаки:
разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко
центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает
их историю;
многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
глобальность тематики и проблематики;
большой охват художественного времени;
проработанный исторический фон, соотнесенность судеб героев с особенностями эпохи и т.д.
Слайд 12Разновидности (жанры) романа:
исторический
фантастический
готический (или роман ужасов)
психологический
философский
социальный
роман нравов (или бытописательный )
роман-утопия или -антиутопия
роман-притча
авантюрный
(или приключенческий)
детективный
идеологический роман.
Слайд 13
Исторический роман интересуется крупными, переломными историческими событиями и обусловливает судьбу
человека в ту или иную эпоху особенностями изображаемого времени;
фантастический
роман рассказывает о фантастических событиях, выходящих за рамки привычного материального, научно познанного человеком мира;
в центре авантюрного романа, естественно, приключения героя; при этом особенности характеров персонажей, историческая правда и исторические подробности не всегда интересны автору и зачастую находятся на втором, а то и на третьем плане;
Слайд 14
роман нравов или бытописательный роман изображает бытовую сторону существования человека,
особенности его повседневной жизни, отражает его привычки, моральные нормы, возможно,
какие-то этнографические подробности;
роман-утопия изображает прекрасное будущее человека или идеальное устройство государства, с точки зрения автора; роман-антиутопия же, наоборот, рисует мир и общество такими, какими, по мнению автора, они не должны быть, но могут стать по вине человека.
Слайд 15
психологический роман рассказывает об особенностях и мотивах поведения человека в
определенных обстоятельствах, о проявлении внутренних качеств человеческой натуры, о личностных,
индивидуальных особенностях человека, нередко рассматривая при этом различные психологические типы людей;
философский роман раскрывает систему философских представлений писателя о мире и человеке;
социальный роман постигает законы организации общества, изучает влияние этих законов на человеческие судьбы; изображает состояние отдельных социальных групп и художественно его объясняет;
Слайд 16Роман-эпопея
каждый из перечисленных выше признаков глобально развит и разработан писателем;
эпопея создает широкое полотно человеческого бытия.
Эпопее обычно недостаточно одной
человеческой судьбы, она интересуется историями целых семей, династий в длительном временном контексте, на широком историческом фоне, делая человека важной частью огромного и вечного мира.
Слайд 17Русский роман,
особенно романы Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого,
достигает качественно нового уровня: одно из основных свойств романа –
его способность воплотить всеобщий, всечеловеческий смысл в частных судьбах и личных переживаниях героев.
Русская литература 2-й половины XIХ века отдавала предпочтение реалистическому роману социально-философского и бытописательного содержания.
Слайд 18Психологизм –
анализ внутреннего мира
героев, проявляющийся в виде психологически окрашенных поступков, диалогов, монологов, психологически
насыщенных портретных и иного типа деталях.
Характер психологизма может быть разным:
прямым (в диалогах, монологах, репликах)
косвенным (в поступках, жестах, портретах)
«тайным», как называл свой вариант психологизма Тургенев
явным, «наглядным», как это показал Достоевский.
Слайд 19Идеологический роман Достоевского
Главный герой оказывается
не просто глубоко содержательной личностью, но автором идеологической концепции или
теории, требующей, по мысли писателя, анализа, объяснения и оценки.
Но и здесь психологические и моральные аспекты доминируют, более того, именно они используются для проверки и оценки предлагаемых идей.