Слайд 1Художественный
Сергея Есенина
мир
Слайд 2«Истинные поэты
всех веков и народов
были философами…»
Дмитрий Веневитинов
Слайд 3В своих произведениях С.Есенин решает проблему личности и ее связи
с миром, отношений между человеком, обществом и природой, создает собственную
образную концепцию человека.
Слайд 4Главными составляющими художественного мира поэта являются образы земли и неба.
Слайд 5В центре природно-поэтического
мира Есенина
– «деревенская избенка» с немудреными
атрибутами: окном, порогом, печью, божницей… В начале поэтического пути Есенина
– это реальная деревенская изба. Постепенно она становится «храмом», связующим землю и небо, а различные ее украшения -символы связи «земной предметности» с «воздушным миром», мирозданием.
Слайд 6В 1914-1919 г.г. обе сферы есенинского мира – земная и
небесная – взаимодействуют, влияют друг на друга и даже сливаются.
Вот почему небо – «голубая трава», там растут деревья, пасутся животные. Вода на земле - небесная «синь, упавшая в реку».
Слайд 7Основным художественным
приемом, используемым
Есениным, является
персонификация
как совокупность
олицетворений
различных типов:
оживление всего неживого,
овеществление абстрактного.
И обратно –
наделение образа человека
природными
характеристиками –
растительными и
зоологическими.
Слайд 8Образ
луны (месяца)
очень важен
в художественном
мире Есенина.
Месяц в
ранних есенинских произведениях
получает множество ласкательных прозвищ и эпитетов…
Слайд 9Важен для поэта образ земли:
«На земле милее. Полно плавать
в небо».
В центре земли – изба с крестьянскими постройками.
Избы, связанные постройками, образуют деревню. Деревни, села, поселки и слободки, окруженные полями
и лесами, - это есенинская
«голубая Русь».
Слайд 10В 20-е г.г. в
лирике Есенина
уже нет образов
ада и рая,
а есть только
Небо и земля,
на которой
живет и
в которую,
умирая,
ложится
человек.
Слайд 11Образ пути представляет
собой
стержневую
ось,
вокруг
которой
вращается поэтическая
Вселенная
Сергея Есенина.
Слайд 12Все есенинское творчество – своеобразный лирический роман, главный герой которого
– Поэт. По этой причине автобиографичность – характерная черта творчества
Сергея Есенина.
Слайд 13Однажды герой отрывается от «малой родины», уходит в город.
Тот
оказывается для него «чужим миром».
Яркий есенинской мир в «городских»,
«кабацких» стихах («Москва кабацкая») обесцвечивается.
Поэт не раз горько признавался:
«Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет».
Слайд 14У Есенина почти нет городских пейзажей.
Осколки его –
«скелеты
домов», «продрогший фонарь».
В городе поэт
не находит себе
места.
Пытаясь
приспособиться
к жизни в
большом и чуждом
для него мире, поэт становится смешным, ненужным
и погибает.
Слайд 15Единство неповторимого художественного есенинского мира заключается в одушевленности
в нем
всего сущего:
люди, животные,
растения, планеты и предметы –
дети
единой матери
ПРИРОДЫ!!!
Слайд 16Источники:
1. «И тебе я в песне отзовусь…»: Сборник \
Сост. В.В.Шахов. – Рязань:
Моск.рабочий. Рязан.отд-ние, 1986.
2. Куняев Ст.Ю., Куняев
С.С. Сергей Есенин. – М.: Мол.гвардия, 1995
(Жизнь замечат. людей. Сер. биогр.; Вып. 727)
3. Русская литература ХХ века. 11 класс.:
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1.//
В.В.Агеносов и др. Под ред. В.В.Агеносова. –М.: Дрофа, 1997. С. 237 – 243