Слайд 1 И. С. Тургенев
«Стихотворения
в прозе»
…что за
гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках,
что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование.
П. В. Анненков
Слайд 2Жанровая специфика стихотворений в прозе
Чем отличается проза от поэзии?
Что общего
у стихотворений в прозе с поэзией и прозой?
Миниатюрность формы, краткость
текста
Богатое использование изобразительно-выразительных средств
Эмоциональность повествования
Ритмизированность, музыкальность
Лирический герой – субъект переживания и объект изображения
Слайд 3История создания
стихов в прозе
Тургенев обратился
к этому жанру в
конце
жизни. Его волнуют
коренные вопросы
бытия, он ставит и
пытается решить их
в своих стихотворениях.
Вначале он хотел дать
им общее название
«Посмертное», потом
«Старческое».
Слайд 4Контраст – основной мотив стихотворений в прозе
Каким настроением проникнуты стихотворения?
1
группа «Воробей», «Мы еще повоюем!»
2 группа «Без гнезда», «Песочные часы»
3
группа «Стой!», «Nessum maggior dolore»(«Нет большей скорби»)
Слайд 5Итоги анализа стихотворений
1 группа – светлые, оптимистичные, радостные, благоговейные чувства
2
группа – печальные, ностальгические, пессимистичные, трагичные, грустные
3 группа – соединяют
в себе одновременно два
противоположных настроения:
жизнерадостное и драматическое,
радостное и печальное
Слайд 6Вывод: сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется во
всем цикле, так и в отдельном произведении
Подтвердите вывод словами из
стихотворений
«Мы еще повоюем!»
«Я поглядел, засмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я»
«Без гнезда»
«И не пора ли и мне упасть в море»
«Стой!»
Счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности
Слайд 7Основные контрастные мотивы и образы
Молодость и …
Любовь и …
Вера и
…
Борьба и …
Трагичное и …
Светлое и …
Жизнь и …
Миг и
…
Прошлое и …
Слайд 8 Написание даймонда
Цель – акцентировать внимание на богатстве
смыслов антитез в творчестве Тургенева
Даймонд – особая форма творческой работы.
Даймонд состоит из 7 строк.
2 существительных (первая и последняя строки) выражают 2 противоположных понятия.
Вторая и шестая строка – 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признаки существительного.
Третья и пятая строка – 3 глагола, которые выражают действие.
Центральная строка состоит из 4 слов, причем первые два характеризуют первое существительное, вторые два - второе
Слайд 9Например
Радость
Светлая, лучезарная
Поглощает, уносит, зовет
Радость жизни и беспощадность смерти
Разрушает, губит,
лишает
Убивающее, ужасающее
Горе
Мечта
Волшебная, прекрасная
Светит, манит, зовет
Неожиданно мечту затмевает тревога
Она губит, пугает и жжет.
Ах, эта дерзкая, жестокая
Реальность
Слайд 10Самостоятельная работа
Любовь
Вечная, нежная
Рождается, цветет, вдохновляет.
Любовь побеждает даже смерть.
Отнимает, убивает, пугает
Холодная,
мрачная
Смерть
Молодость
Красивая, беспечная
Живет, влюбляется, надеется
Молодость счастлива, старость жестока.
Угасает, отнимает, мается
Горькая, безысходная
Старость
Слайд 11«Как хороши, как свежи были розы…»
Стремление приостановить течение времени, запечатлеть
прекрасное мгновение прошлого – свойство человека, понимающего подлинную ценность красоты
мира.
Мотивы неотвратимого хода времени, смерти, одиночества, памяти, поиска утраченной красоты и гармонии сплелись в этом стихотворении воедино.
Удивителен интонационный и ритмический рисунок стихотворения: он похож на мелодию, которая звучит то тихо, то звонко, то скорбно, то нежно, то трагически и постепенно затихает, уходит в небытие.
Рефреном, своеобразным аккордом звучит строка «Как хороши, как свежи были розы…». В сочетании согласных звуков улавливается противопоставление по глухости-звонкости рождает особенную музыкальную фразу, полную печали, тоски по прошлому, его красоте.
Рефрен делит стихотворение на своеобразные строфы и окольцовывает произведение.
Форма прошедшего времени сказуемого заставляет читателя задуматься о том, что все на свете проходит, пройдет и твоя жизнь, которая также недолговечна, как и прекрасный цветок, заставляет вспомнить слова из книги пророка Еклизиаста: «Всему свое время… Время жить и время умирать…»
Слайд 12 Интерпретация стихотворения
«Как хороши, как свежи были розы…»
Прием рефрена (повторения) связывает
образы прошлого и настоящего
Какие абзацы повествуют о прошлом?
1, 3, 5 абзацы
Какие абзацы говорят о настоящем?
2, 4, 6 абзацы
Как представлен мир прошлого в словах – доминантах?
Звуки запахи
Ровно дышит, бьется мое сердце пахнет резедой и липой
Веселый шум, молодые добрые голоса
Ланнеровский вальс, воркотня самовара
Люди природа
Девушка, я, 2 русые головки летний вечер, небо, первые звезды
Слайд 13Общее настроение при описании прошлого
Автор подчеркивает, насколько дороги ему эти
воспоминания о молодости, о людях, с которыми он общался.
Звуки слышащейся
музыки передают душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя.
Ностальгические воспоминания наполняют героя радостью и печалью.
Слайд 14 Мир настоящего
Холод
темнота свеча
звуки
Темная комната
Все темней и темней
В голове все звенит да звенит
Свеча трещит
Скучный старческий шепот
Кашляет хрипло и глухо
Холод и темнота проникают сначала в комнату, а потом в душу героя
Свеча, как и человеческая жизнь, сгорает, не оставляя надежды на возрождение
Слайд 15вывод
Мир прошлого
раскрывается
через образы лета,
тепла, людей.
Мир настоящего –
это зима, холод,
одиночество
Воспоминание безмолвно
предо мной
Свой длинный развивает свиток.
А. С. Пушкин
Какова основная мысль стихотворения?
Человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечность
Каждый человек помнит все хорошее, что случилось с ним, до конца жизни
Все постепенно угасает, и только воспоминания могут осветить твою душу
Как бы ни была тяжела жизнь, в ней было много прекрасных моментов
Когда у тебя есть воспоминания – темнота не страшна
Воспоминания – это мостик между живыми и мертвыми
Слайд 17 Домашнее задание
Попробуйте написать свое стихотворение
в прозе, соблюдая его основные признаки.
Желаю удачи!
Презентация составлена Велиевой Н.
С. , учителем МОУ сош №6 г.Приволжска Ивановской области по материалам Вологжаниной В. В. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»; Ануфриевой А. М. О стихотворении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». – Приложение к журналу «Литература в школе», №10-2008