Слайд 1МАОУ « Средняя общеобразовательная школа №47»
Восток в творчестве И.К.Калашникова
(на примере исторического
романа «Жестокий век»)
Выполнила:Береснева Юлия,
ученица МАОУ
"СОШ №47"
Руководитель: Волчугова А.А.
Слайд 2Мы должны понять, как представлен Восток в историческом романе «Жестокий
век». Это и будет нашей целью.
Задачи:
-изучить творчество писателя
- раскрыть
особенности создания романа
-определить основные особенности характера героя романа - Чингисхана
Слайд 3Объектом изучения является творчество писателя, а предметом – Восток на
страницах романа
Методы:
-описательно-аналитический
-анализ теоретической литературы по разрабатываемой проблеме
-сопоставительный анализ
Слайд 41.1. И.К.Калашников – писатель с большой буквы.
Человеком преданным
своей Родине, земле был наш земляк И. Калашников. Писатель с
большой буквы, который жил у нас в Бурятии.
Слайд 6
Своими произведениями он учит милосердию, бережному отношению
к окружающему
миру.
Слайд 7В числе тех писателей, которые поставили в центр своего творчества
нравственные проблемы, проблемы взаимоотношения людей, которые писали об истории был
и И.К.Калашников.
Слайд 8 Он сам путешествовал по Монголии, изучал монгольский язык. Сохранились тетради
с записанными пословицами и поговорками монголов, китайцев, других восточных народов.
Вел дневник во время своей поездки.
Слайд 9 «Улан-Батор понравился. Степи здесь нет, записывает он, горы примерно такие
же, какими я их представлял - серые, с плавными очертаниями,
над ними облака…»
Слайд 10Обратимся к историческому роману «Жестокий век». Основой для произведения послужил
монгольский летописный памятник 13 века «Сокровенное сказание монголов».
Слайд 11 И. Калашников понимал ответственность стоящей перед ним задачи. В одном
из писем к писателю К.Горбунову 16 июня 1971 года он
пишет:
« А пока у меня в плане поездка в Монголию. Дело в том, что я работаю сейчас над романом о Чингисхане.
Слайд 12 Мы должны знать как можно лучше, глубже Восток, его прошлое
и настоящее. Сама фигура Чингисхана поучительная»
Слайд 13 Роман говорит о взаимодействии двух разных культур.
Он создает представление
об общечеловеческих ценностях, нравственного человеческого опыта, содержащегося в древних памятниках
народного искусства.
Автор скрупулезно исследует путь Тэмуджина - Чингисхана, кропотливо точно описал народную жизнь, ведет нас из кочевья в кочевье.
Слайд 14
Мы видим, как ещё вчерашние гонимые, становятся жестокими гонителями.
Войско Чингисхана
подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло
племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда Чингисхан — чудовище и гениальный полководец.
Слайд 15
Основная мысль романа – отрицание насилия. Убийство
- слышим мы писателя - не приносит радость.
В историческом
романе показан пример того, что «жестокость всегда оборачивается против того, от кого исходит».
«Что даешь людям, то и получаешь…»- так говорит мудрая мать Тэмуджина, предупреждая его.
Слайд 16 Жена Чингисхана – Бортэ, сказала «Но небо дарует человеку жизнь,
и оно вправе отнять её…».
Здесь звучит главная мысль: жизнь человека
бесценна, и какой бы ни был человек, плохим или хорошим, никто не имеет право отнять у него её.
Весь роман проникнут идей человеколюбия, он выражает общечеловеческие чувства, и самое главное- стремление народов к миру.
Слайд 17 В романе он выражает свои надежды на то, что люди
задумаются о последствии войн, поймут:
«На войне нет победителей» (в
братоубийственной войне)
И.Калашников призывает к новой модели мироздания, где нет места злу, несправедливости, жестокости.
Слайд 18 Для писателя, каждый человек, человек любой национальности, вероисповедания,
любого сословия - это в первую очередь Дитя человеческое, а
земля – общий дом, в котором места достаточно для всех, но нет и не должно быть места вражде и жестокости.
Слайд 19 Писатель обратился создал некое поучение нам, сегодняшнему поколению, тем,
кто живет в 21 веке.
И.К.Калашников вошел в историю литературы нашего
края как писатель, любящий свою родину, как человек с открытой душой и добрым сердцем. Человек, который думал о будущем, и хотел это будущее видеть чистым и светлым.