Слайд 2Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в
подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали
лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Слайд 3Импрессионизм (франц. impression — впечатление) - направление в искусстве последней
трети 19— начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные
впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Слайд 4Особым признаком этого стиля было «стремление передать предмет в отрывочных,
мгновенно фиксирующих каждое ощущение штрихах».
Пьер Огюст Ренуар "Лягушатник"
Слайд 8Творчество А.А. Фета — не поэзия мысли, а поэзия чувств,
ощущений. Желание запечатлеть красоту неуловимого мгновения, невыразимого чувства формирует специфическую
стилистику его произведений, которую можно охарактеризовать как импрессионистическую. Для художников-импрессионистов характерно особое отношение к изображаемому: они не передают все свойства предметов, явлений, добиваясь полного сходства, а как бы отбирают какие-то отдельные ключевые черты, которые важны для восприятия картины в целом. А.А. Фет описывает явления, предметы через детали, цвета, звуки, то есть не подробно, а используя две-три черты; и при этом возникает целостная картина. Не сам ручей, а его «серебро и колыханье»; не сосна, а тень от нее; скрип шагов — использование подобных образов помогает запечатлеть определенный отрезок времени, зачастую короткий, но прекрасный, рождающий непередаваемые чувства.
Слайд 9Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц
нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все
немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
Слайд 10Ощущение «мазков», «штрихов» возникает и благодаря особой, безглагольной манере письма:
стихотворение состоит из «набора» образов, не связанных между собой действием,
но создающих целостную картину, застывший миг красоты и поэзии. Примерами могут служить знаменитые «Шепот, робкое дыханье...» и «Чудная картина...».
Слайд 11Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий
снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
Слайд 12Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени
без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И
лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..
Слайд 13Фет не описывает целостную картину, а дает несколько точных мазков,
с тем, чтобы «смешение красок» в единый «тон» произошло в
воображении читателя. Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.
Слайд 14Мотив «отражения в воде» встречается у Фета необычайно часто. Скорее
всего, зыбкое отражение предоставляет больше свободы фантазии художника, чем сам
отражаемый предмет:
В этом зеркале под ивой
Уловил мой взгляд ревнивый
Сердцу милые черты...
Мягче взор твой горделивый...
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
Слайд 15Импрессионизм проявляется в перечислении отдельных предметов, из которого получается изумительная
поэтическая миниатюра, правдивый поэтический рассказ.
Это утро, радость эта,
Эта мощь и
дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли - эти слезы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.