Слайд 2ДО ЧТЕНИЯ
Какое произведение И. Дика мы читали?
О чём это произведение?
Слайд 3ДО ЧТЕНИЯ
Откройте с. 112 вашего учебника. Рассмотрите иллюстрацию.
– В
какое время года происходят события? Почему вы так решили?
–
Что вы видите на переднем плане? На заднем?
Слайд 4АФОРИЗМ И ПОСЛОВИЦА
«Вперед чужой беде не смейся голубок » (И.Крылов)
Нет такого дружка, как родная матушка.
– Как вы понимаете значение
афоризма? Пословицы?
Слайд 5Словарная работа
– О ком или о чем данное произведение мы
узнаем прочитав его. В тексте встретятся слова, значение которых может
быть не ясно, поэтому обратим на них внимание во время чтения.
балансировать
семенить
впиться
наледь
несдобровать
труха
разъяриться
Слайд 6Чтение 1 – 5 абзацев
– Какое «цирковое представление» происходило за
окном?
– С кем автор сравнивает людей на льду?
–
Что из увиденного особенно смешило ребят?
– Все ли смеялись над упавшими?
– Что уже можно сказать о ребятах?
Слайд 7Чтение 6 абзаца:
– Какую игру придумали ребята?
– Вы бы
стали ее участником? Почему?
Слайд 8Чтение 7 – 8 абзацев:
Почему мальчики «впились» глазами в маленькую
старушку? О чем думал каждый?
На чьей стороне симпатии автора? Какие
слова это доказывают?
Слайд 9Чтение 9 абзаца
Кто виноват в том, что на тротуаре появилось
«хрустальное озеро»? Кто должен был позаботиться о безопасности людей на
дороге?
Слайд 10Чтение 10-11 абзацев
Как вы поняли слова Валерки о мужчине с
портфелем – «сейчас поцелуется»?
Слайд 11Чтение до конца 1–ой части
Отчего встрепенулся Валерка?
Какие слова Севки
говорят о бездушии и грубости по отношению к другу?
Какие чувства,
мысли у вас появились?
Какую роль сыграли красные яблоки в этой истории?
Слайд 12ЧАСТЬ 2. чтение 1-3 абзацев
Что случилось с женщиной?
Почему Валерке
захотелось увидеть ее лицо?
Слайд 13Чтение 4-го абзаца
О чем задумался Валерка?
Понял ли состояние Валерки
его друг? Из каких слов это видно?
Почему закончилась игра?
Слайд 14Чтение до конца
Почему Валерке становится страшно?
О чем он пожалел во
время отсутствия мамы?
Почему он бросился снимать пальто, чего раньше
никогда не делал?
Слайд 15Беседа по содержанию всего текста
Подумайте, почему у игры, которую затеяли
мальчики, был такой печальный конец? О чем забыли ребята? Чего
не учли?
Как вы думаете, почему рассказ называется «Красные яблоки»?
(Красное на белом – сигнал опасности)
Какую роль они сыграли?
(Яблоки, как вспышка)
– Подумайте, с чем можно сравнить красные яблоки из этого произведения?
(С красным сигналом светофора)
Слайд 16
Как вы думаете, после этого случая изменится ли отношение к
людям у Валерки и Севки?
– Какая фраза, сказанная Валеркой,
позволяет на это надеяться?
– Почему у Севки не изменится отношение к людям?
– Найдите в тексте слова, которые показывают, как повел себя Севка после случившегося?
– Смогут ли мальчики по-прежнему дружить? Почему?
– А какие отношения связывают ребят: дружеские или приятельские?
– Как вы понимаете, кто друг, а кто приятель?
Слайд 17
Друг - тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, близкими отношениями,
основанными на взаимность доверии , привязанности, общности интересов.
Приятель - близкий
знакомый.
Вывод:
Между друзьями близкие отношения, основанные на взаимном доверии, друг всегда придет на помощь и разделит твою беду и горе.
Севку и Валерку связывают лишь приятельские отношения, они разные по духу, по отношению к людям. Эта разница проявилась в поступках.
Слайд 18Какими качествами должен обладать настоящий друг?
ЧЕСТНЫЙ
жестокий
ЗЛОЙ
ЧУТКИЙ
РАВНОДУШНЫЙ
ОТЗЫВЧИВЫЙ
НАДЁЖНЫЙ
Слайд 19Вернемся к пословице и афоризму из басни И.Крылова прозвучавшие в
начале урока. Как же они связаны с текстом рассказа?
«Вперед чужой
беде не смейся голубок » (И.Крылов)
Нет такого дружка, как родная матушка.
Слайд 20Попробуйте вспомнить какую-нибудь пословицу, а может придумайте, подходящую к нашему
произведению?
Друг познается в беде.
По игре и друзей узнают.
Не
бросай друга в беде.
Птицы сильны крыльями, а человек – друзьями.
Слайд 22ИТОГ УРОКА
С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
К
какому жанру оно относится? Почему?
Что особенно запомнилось?
Чему научил вас этот
рассказ?
А теперь ответим на вопрос: Что мы должны делать, чтобы наши близкие были счастливы?