Разделы презентаций


История создания оды

Содержание

Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1М.В.Ломоносов
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни

Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
Булычева Я.С.

М.В.Ломоносов«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747

Слайд 2 Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней

восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне

Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало. Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды. Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.

История создания оды

Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или

Слайд 8Традиционно оды подразделяются на типы:
Жанр оды
Победно-патриотические
Торжественные

(похвальные)
Философские
Духовные
Анакреонтические

Традиционно оды подразделяются на типы:            Жанр

Слайд 9В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая

из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая

новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.

Композиция оды

В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и

Слайд 10 1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением

к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и

самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к  тишине и прославлением

Слайд 11 3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы

Петровны: Когда на трон она

вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны:

Слайд 12 В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I

– царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор

оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал

Слайд 13 Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой

Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При

этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь

Слайд 14 22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых

Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой:

Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий

Слайд 15Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее

мудрого , миролюбивого царствования:

Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования:

Слайд 16Тематика и проблематика оды
Поэт говорит о том, что, по его

мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.
О важности миролюбивой политики

императрицы.

О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.

Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.О

Слайд 17Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно

полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая

строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.

Художественное своеобразие

Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый

Слайд 18Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель –

Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри; образов, почерпнутых из античной мифологии: Минерва –

богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря, Борей – северный ветер;
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри

Слайд 19Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и

колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая судьбина!» «Какая светлость окружает в толикой

горести Парнас?»
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая

Слайд 20Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян,

реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу

устремляют, Как в понт пловца способный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют

Слайд 21 4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на

трон. 7 - Послал в Россию Человека... - Петра I. 9 -

Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. 10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году. 11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.

Примечания к оде

4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон. 7 - Послал в Россию

Слайд 22 11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую

Академию наук. 19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) -

русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал. 22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик. 23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук. 19 - Колумб Российский

Слайд 23«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее

Петром Великим»

В.Г.Белинский

Значение произведения

«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим»

Слайд 24Значение произведения
Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем

самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.
Мысли Ломоносова о значении науки

остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.

Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей.

Значение произведенияОда показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.Мысли Ломоносова

Слайд 25 Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит

имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.

Слайд 26
Подведем итог
Когда и в связи с чем написана ода?
Каким

стихотворным размером она написана?
Можно ли считать эту оду по содержанию

и форме классицистической?
Какова главная, ведущая тема оды?
Каким стилем написана ода?
Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?

Подведем итогКогда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика