Слайд 1М.В.Ломоносов
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни
Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
Булычева Я.С.
Слайд 2
Большая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней
восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне
Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.
Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.
Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
История создания оды
Слайд 8Традиционно оды подразделяются на типы:
Жанр оды
Победно-патриотические
Торжественные
(похвальные)
Философские
Духовные
Анакреонтические
Слайд 9В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая
из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая
новая мысль логически вытекает из предыдущей.
«Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
Композиция оды
Слайд 10
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением
к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и
самой императрицы:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Слайд 11 3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы
Петровны:
Когда на трон она
вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец…
Слайд 12
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I
– царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор
оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
Слайд 13
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой
Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При
этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля свои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Слайд 14
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых
Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Слайд 15Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее
мудрого , миролюбивого царствования:
Тебе, о милости источник,
О ангел мирных наших лет!
Всевышний на того помощник,
Кто гордостью своей дерзнет,
Завидя нашему покою,
Против тебя восстать войною;
Тебя зиждитель сохранит
Во всех путях беспреткновенну
И жизнь твою благословенну
С числом щедрот твоих сравнит.
Слайд 16Тематика и проблематика оды
Поэт говорит о том, что, по его
мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.
О важности миролюбивой политики
императрицы.
О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
Слайд 17Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно
полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая
строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
Художественное своеобразие
Слайд 18Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:
класы – колосья,
зиждитель –
Бог,
дщерь – дочь,
воззри – посмотри;
образов, почерпнутых из античной мифологии:
Минерва –
богиня мудрости,
Марс – бог войны,
Нептун – бог моря,
Борей – северный ветер;
Слайд 19Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:
«Молчите, пламенные звуки, и
колебать престаньте свет…»
«Но ах, жестокая судьбина!»
«Какая светлость окружает в толикой
горести Парнас?»
Слайд 20Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:
«Там тьмою островов посеян,
реке подобен океан»;
«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу
устремляют,
Как в понт пловца способный ветр…»;
«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
Слайд 21
4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на
трон.
7 - Послал в Россию Человека... - Петра I.
9 -
Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.
10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году.
11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица.
Примечания к оде
Слайд 22
11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую
Академию наук.
19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) -
русский мореплаватель.
21 - Верхи Рифейски... - Урал.
22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик.
23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
Слайд 23«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее
Петром Великим»
В.Г.Белинский
Значение произведения
Слайд 24Значение произведения
Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем
самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.
Мысли Ломоносова о значении науки
остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.
Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей.
Слайд 25
Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит
имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Слайд 26
Подведем итог
Когда и в связи с чем написана ода?
Каким
стихотворным размером она написана?
Можно ли считать эту оду по содержанию
и форме классицистической?
Какова главная, ведущая тема оды?
Каким стилем написана ода?
Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?