Слайд 1(1870 — 1953)
Писатель
Поэт
Первый русский обладатель Нобелевской премии по
литературе.
Слайд 2Детство и образование писателя
Родился 10 октября (22 н.с.) в Воронеже
в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на
хуторе Бутырки Орловской губернии, под присмотром учителя и воспитателя.
В 1881 поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через четыре года из-за болезни.
Следующие четыре года провел в деревне Озерки, где окреп и возмужал.
Образование его завершилось не совсем обычно. Его старший брат Юлий, окончивший университет и отсидевший год в тюрьме по политическим делам, был выслан в Озерки и проходил весь гимназический курс с младшим братом, занимался с ним языками, читал начатки философии, психологии, общественных и естественных наук. Оба были особенно увлечены литературой.
Слайд 3Жизнь в эмиграции
Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит
из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка).
В эмиграции Бунин активно
продолжает заниматься литературной деятельностью.
Враждебно встретив Октябрьскую революцию, писатель в 1920 навсегда покинул Россию. Через Крым, а затем через Константинополь эмигрировал во Францию и обосновался в Париже.
Слайд 4Интересные факты
Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет,
подражая ПушкинуСвои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову,
творчеством которых восхищался.
Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья.
Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью.
Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.
Слайд 6Творчество
Романы
«Жизнь Арсеньева»
(1927—1933)
Слайд 7Повести
«Деревня» (1908)
«Суходол» (1912)
«Митина любовь» (1924)
Слайд 8Рассказы
«Цифры» (1898)
«На край света и другие рассказы» (1897)
«Антоновские яблоки» (1900)
«Полевые
цветы» (1901)
«Астма» (СПб, 1911)
«Тень птицы» (1907—1912; , 1931)
«Иоанн Рыдалец» (1913)
«Чаша
жизни» (СПб., 1915; , 1922)
«Господин из Сан-Франциско» (1915)
«Сын» (1916)
«Лёгкое дыхание» (1916)
«Сны Чанга» (1916, 1918)
«Храм Солнца» (1917)
«Начальная любовь» (Прага, 1921)
«Крик» (Париж, 1921)
«Косцы» (Париж, 1921)
«Роза Иерихона» (Берлин, 1924)
«Солнечный удар» (Приморские Альпы, 1925)
«Маска» (1930)
«Божье древо» (Париж, 1931)
«Тёмные аллеи» (Нью-Йорк, 1943; Париж, 1946)
«Весной в Иудее» (Нью-Йорк, изд. имени Чехова, 1953)
«Петлистые уши и другие рассказы» (1954, Нью-Йорк, посмертно)
«Молодость» (1930)
«Поздний час» (1938)
«Чистый понедельник» (1944)
«Лапти»
Слайд 9Сборники стихотворений
«Стихотворения» (1887—1891) Орел, 1891
«Родина» (1896)
«Под открытым небом» (М., «Детское
чтение», 1898)
«Листопад» (М., «Скорпион», 1901)
«Новые стихотворения». М., 1902
«Стихотворения» (СПб, «Знание»,
1903)
«Стихотворения» (1903—1906) СПб, «Знание»,1906
«Стихотворения 1907 года» (СПб., «Знание», 1908)
«Избранные стихи для юношества». М., 1909
«Избранные стихи» (Париж, «Современные записки», 1929)
«На Невском» (Петроград, 1916)
Слайд 11Переводы
Генри Уодсворт Лонгфелло — «Песнь о Гайавате»
Джордж Гордон Байрон — «Каин»
Джордж Гордон
Байрон — «Манфред»
Слайд 12Мемуары, дневники
«Воды многие» (1910, 1926)
«Освобождение Толстого» (Париж, 1937)
«Окаянные дни» (1925—1926)
«Воспоминания.
Под серпом и молотом» (Париж, «Возрождение», 1950)
«О Чехове» (Нью-Йорк, 1955)
«Устами
Буниных» в трёх томах (Франкфурт-на-Майне, 1977—1982)
Слайд 13Последние годы жизни
Перед смертью писатель часто болел, но при этом
не переставал работать и творить.
В последние несколько месяцев жизни
Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной
Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.
Слайд 14«Я никогда не мог смотреть на Ивана Алексеевича, говорить с
ним, слушать его без щемящего чувства, что надо бы на
него наглядеться, надо бы его наслушаться, – именно потому, что это один из последних лучей какого-то чудного русского дня…»
Г. Адамович