Слайд 1ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Символика желтого цвета
в романе Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание»
Слайд 2ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
Слайд 3Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно
выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.
Слайд 4Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно
вылит, так он строен.
При ограниченном числе действующих лиц кажется, что
в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес!
А.Фадеев
Слайд 5Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в
тексте романа.
Задачи:
выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении;
выявить
цели использования желтого цвета в романе;
определить, какое настроение оно помогает передать;
рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя;
изучить функционирование желтого цвета в романе;
обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.
Слайд 6ФУНКЦИИ ЦВЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ:
1.
Различительная, или описательная, функция:
- описания природы,
- описания интерьера,
- описания внешнего вида человека.
2. Характеризующая функция:
- характеристика действительности,
- характеристика
состояния человека.
Слайд 7СИМВОЛИКА ЖЕЛТОГО ЦВЕТА
1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой
2. Магическое воздействие
3.
Знак отличия в обществе
4. Язык общения с богами и духами
5.
Язык ритуалов
6.Знаки и сигналы
7. Негативная символика желтого и золотого
Слайд 8ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ В РОМАНЕ
М. В. Ломоносов
4,6/13,5
В. К. Тредиаковский
1,8/23,6
А. П. Сумароков 4,8/26,3
Г. Р. Державин 2,5/17,5
В. В. Капнист 4,2/29,6
А. С. Пушкин 4,3/16,3
М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1
Ф. И. Тютчев 2,4/22,5
Н. В. Гоголь 5,0/10,6
Л. Н. Толстой 7,9/1,7
Ф. М. Достоевский 10,6/2,5
Слайд 9КОМНАТА РАСКОЛЬНИКОВА
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая
самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими
от стены обоями...»
Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук».
И, уже лежа в постели, больной «Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматривать...».
Слайд 10
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый
жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от
стены обоями...»
Слайд 12КОМНАТА СОНИ
«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам;
должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».
Слайд 14КВАРТИРА СТАРУХИ-РОСТОВЩИЦЫ
«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая
и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою
деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...»
«В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».
Слайд 15ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича)
было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
«Духота
стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)
Слайд 16ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ
«Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго.
Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги
судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)
Слайд 17ОБРАЗ ЖЕЛТОГО ПЕТЕРБУРГА
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где
желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно
автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.
Слайд 19У ДОСТОЕВСКОГО ПЕТЕРБУРГ — ЭТО ГОРОД КОНТРАСТОВ: «УНИЖЕННЫХ И ОСКОРБЛЕННЫХ» И «СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО»;
ЭТО ГОРОД, ГДЕ НЕЧЕМ ДЫШАТЬ, ГОРОД РАВНОДУШИЯ И БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТИ; ЭТО И ГОРОД-УБИЙЦА,
И ГОРОД-ПРИЗРАК, И ГОРОД-ТУПИК; ЭТО УЖАС И БЕЗУМИЕ. БЕЗУМНЫЙ ГОРОД ПОРОЖДАЕТ БЕЗУМНЫЕ ИДЕИ, ГОРОД-УБИЙЦА ПОРОЖДАЕТ ЛЮДЕЙ-УБИЙЦ.
Слайд 22
Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с желтоватыми обоями
у
Сони
Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича
Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку
Слайд 23ВЫВОД
Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу
нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.
Слайд 24ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ ВЫПОЛНЯЕТ РАЗЛИЧИТЕЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ:
- УГЛУБЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖЕЙ;
- СОЗДАНИЕ
УБОГОСТИ КОМНАТ, ГДЕ ЖИВУТ ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ РОМАНА;
- СОЗДАНИЕ БОЛЕЗНЕННОСТИ НЕ
ТОЛЬКО ГЕРОЕВ, НО И ГОРОДА ПЕТЕРБУРГ
Слайд 25ФУНКЦИИ СИМВОЛИКИ ЖЕЛТОГО ЦВЕТА В РОМАНЕ:
1. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ОТЧАЯНИЕ
2.
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - БЕЗУМИЕ
3. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - БОЛЕЗНЬ
4. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
- ПРОДАЖНОСТЬ
5. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ - ГРЕХ
6. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
7. ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ – ЦВЕТ ПЕТЕРБУРГА
Слайд 26ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Символика желтого цвета
в романе Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание»
Работу выполнила Фархутдинова Гульчачак,
ученица 10 класса
Муслюмовской гимназии