Слайд 1
Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883)
Этапы биографии и творчества.
Слайд 3
Главное в нём – это его правдивость.
Л.Н.Толстой
Он быстро угадывал новые потребности , новые идеи, вносимые в общественное сознание , и в своих произведениях обыкновенно обращал (сколько позволяли обстоятельства) внимание на вопрос , стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество.
Н.А. Добролюбов
В теперешней литературе больше всего таланту у Тургенева.
Н.В. Гоголь
Слайд 5
Варвара Петровна Тургенева (Лутовинова)
Спасское-Лутовиново. Усадебный дом.
Фотография В. Каррика.
1883.
Герб рода Тургеневых
Сергей Николаевич Тургенев
Слайд 7
Государственный
мемориальный и природный
музей-заповедник
И.С. Тургенева
Спасское-Лутовиново
Столовая ещё при матери Тургенева была
одной из парадных комнат до-ма. Сюда к строго установленному часу собирались управляющий, про-живалки и другие домочадцы, допу-щенные к барскому столу. В центре комнаты - большой раздвижной ду-бовый стол, вокруг него старинные дубовые стулья, фанерованные ка-рельской берёзой. Возле стены – бу-фет красного дерева прекрасной ра-боты , выполненный в классических пропорциях стиля ампир.
Слайд 8
Непосредственно к столовой примыкает небольшая комната, которую в Спас-ском называли
малой гостиной. В малой гостиной был широкий и просторный диван"в
турецком вкусе", который с давнихлет получил прозвище "самосон". Его помнили многие гости Тургенева, о нём не раз вспоминал и сам Иван Серге-евич. Уже после смерти Тургенева М.Г. Савина, увидев "самосон", воскликну-ла:"Родной "самосон"! Сколько на нём сиживалось, леживалось, спорилось, периживалось.
Слайд 9
Большая гостиная, также как и столовая, принадлежала
к парадным комнатам дома. Она обставлена прекрасной мебелью красного дерева:
овальный стол с резной тумбой, оканчивающийся звериными лапами; диван, обтянутый зелё-ным плюшем с подлокотниками в виде грифонов и фризом на античный сю-жет на спинке; мягкие кресла с позолочеными спинками. Обстановку гостиной дополняло старое трюмо тоже красного дерева и бюро-секретарь с откидной доской на шарнирах и множеством маленьких ящиков внутри.
Слайд 10
Это рабочая комната писателя, место, где он оставался наедине со
своими твор-ческими раздумьями, где создавались его важнейшие произведения. Облик этой
комнаты сложился уже в 1850-е годы, вскоре после смерти матери Тургенева и почти не менялся во время приездов сюда писателя. На письменном столе ручка писателя (к концу жизни он писал уже не гусиным, а стальным пером. Над столом -портреты В.Г.Белинского и М.С.Щепкина.
Слайд 11
Комната Захара с одной стороны примыкает к
савинской комнате, с которой сообщается через коридор; а с другой
- к малой гостиной. Она получила своё название потому, что в последние приезды Тургенева здесь бессменно обитал бывший камердинер писателя Захар Федорович Балашов.
Слайд 12
К комнате Захара и столовой примыкает девичья. Свое название она
сохранила со времён В.П.Тургеневой, при которой неизменно состояло большое число
жен-ской прислуги. Здесь шили бельё, пряли кружева, вышивали крепостные девуш-ки, Тургенев отпустил дворовых на волю и комната опустела. В ней уже никто не жил постоянно. Лишь в приезды Тургенева и гостей здесь на время поселялась прислуга. Как и в комнату Захара в девичью постоянно переходили вещи, отслу-жившие свой век в парадных комнатах дома.
Слайд 13
Эта комната расположена в одной из первых
пристроек дома, сделанных после пожара в 1839 году. Ею особенно
была довольна В.П.Тургенева. Она же и дала комнате название "казино", то есть комната для свободных занятий , где можно было гостям уединиться от остального общества, поиграть в карты и чувствовать себя более сводным от строго регламента, соблюдавшегося в остальных комнатах дома.
Слайд 14
Библиотека Тургенева занимает самую большую комнату дома. Она располо-жена в
специальной пристройке с окнами выходящими на обе стороны. Сте-ны библиотеки
сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты - тяжёлый домодельный биллиард, крытый зелёным сукном. Библиотека одна из основных комнат дома, она дает представление о высокой культуре писателя и широте его интересов.
Слайд 15
Название "савинской" она приобрела с 1881
года. Эту комнату заним-ала тогда приехавшая гостить к Ивану Сергеевичу
известная артистка Ма--рия Гавриловна Савина, а первоначально комната эта предназначалась так-же для приезда гостей. Савина гостила в Спасском в течение пяти дней в июле 1881 года. В Спасском у Тургенева и Савиной сложились особенно дове-рительные и искренние отношения. После отъезда Савиной из Спасского Тургенев писал ей: «Ваше пребывание в Спасском оставило неизгладимые следы... Комната в которой вы жили так навсегда останется Савинской».
Слайд 17
И.С. Тургенев в возрасте 7 лет. Акварель неизвестного художника
Слайд 18
И.С.Тургенев в возрасте 12-ти лет Художник И.Пиркс . 1830
Московский университет
Художник Г. И. Барановский . 1848
Слайд 19
И. С. Тургенев
Художник К.А. Горбунов.
1838-1839
Берлинский университет
Литография.
1840-е гг
Слайд 20
«Записки охотника»
(1852)
В первом номере «Современника»
за 1847 года был напечатан очерк Тургенева «Хорь и Калиныч»,
с пометкой после заглавия: «Из записок охотника».
В 1852 году «Записки охотника» вышли отдельной книгой
Слайд 21
«Рудин»
1856
Рудин на баррикаде.
Автор Д.Н. Кардовский. 1933
Рудин у Ласунских (Рудин
говорит).
Автор В.А. Свешников.
Слайд 22
«Дворянское гнездо»
1859
Титульный лист рукописи
романа «Дворянское гнездо»
Автограф. 1859
Иллюстрации к роману
"Дворянское гнездо".
Автор К.И. Рудаков.
Слайд 23
«Накануне»
1860
Титульный лист рукописи
романа «Накануне»
Автограф. 1860
Слайд 24
«Отцы и дети»
1862
Базаров.
Художник Д. Боровский.
1980
Старики родители на могиле
сына
Автор В.Г. Перов.
1867
Титульный лист рукописи
романа «Дым». Автограф. 1867
«Новь»
1877
Слайд 26
«Современник»
Писатели — сотрудники журнала "Современник".Вверху: И.С. Тургенев,
В.А. Соллогуб, Л.Н.
Толстой. Внизу:Н.А. Некрасов, Д.В. Григорович, И.И. Панаев.
Литография В. Тимма.
1857
Группа сотрудников журнала "Современник".
Сидят слева направо: И.А. Гончаров,
И.С. Тургенев,
А.В. Дружинин, А.Н. Островский.
Стоят: Л.Н. Толстой, Д.В. Григорович.
Фото 1856
Слайд 27
И. С. Тургенев
в мантии доктора Оксфордского университета.
1979 г.
Ги
Де Мопассан
Эмиль Золя
Жорж Санд
Гюстав Флобер
Слайд 28
Памятник А.С. Пушкину
на Пушкинской площади
в Москве.
Автор А.
М. Опекушин
Открытие памятника Пушкину
в Москве.
Рисунок М.Чехова. 1880
Открытие памятника
Пушкину в Москве 6 июня 1880.
Рисунок неизвестного
Слайд 29
И.С. Тургенев во время болезни.
Гравюра Ю.С. Барановского по рисунку
К. Шамеро. 1883.
Слайд 30
Посмертная маска и слепок руки И.С.Тургенева
Тургенев
был человек высоко-развитый, убеждённый и ни-когда не покидавший почвы общечеловеческих
идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем созна-тельным постоянством, которое и составляет его главную и неоценённую за-слугу перед русским общест-вом. В этом смысле он явля-ется прямым продолжате-лем Пушкина и других сопе-рников в русской литературе не знает.
М.Е.Салыков-Щедрин
Слайд 31
Гравюры похорон Тургенева из журнала «Всемирная иллюстрация», опубликованные
во время этих событий в Петербурге
Слайд 33
Надгробие на могиле И.С. Тургенева. Санкт-Петербург,
Волково кладбище, «Литераторские мостки»
Слайд 34
Памятник И.С. Тургеневу в Санкт-Петербурге
на Манежной площади
Слайд 35
И.С. Тургенев. Художник В. Перов. 1872
И.С. Тургенев.
Художник
К.Маковский. 1871
И.С. Тургенев.
Художник И. Репин. 1879г