Слайд 1Николай Георгиевич
Гарин-Михайловский
1852-1906.
Детство Тёмы.
Слайд 2"Он был разносторонне, по-русски даровит" (А.М.Горький)
Николай Георгиевич Михайловский (как писатель
он выступал под псевдонимом Н. Гарин: от имени сына -
Георгий, или, как звали в семье, Гаря) прожил удивительно яркую жизнь.
Родился Николай Георгиевич 8 февраля 1852 года в старинной дворянской семье, когда-то одной из наиболее богатых и знатных в Херсонской губернии. Крестили его царь Николай I и мать революционерки Веры Засулич.
В 1871 году Н.Г. Михайловский поступил на юридический факультет Петербургского университета, но, не сдав экзамена по энциклопедии права, в следующем году с блеском выдержал экзамен в Институт путей сообщения. После окончания института всю жизнь строил тоннели, мосты, прокладывал железные дороги.
Слайд 3На литературное поприще выступил в 1892 г. имевшей успех повестью
«Детство Тёмы» .
Слайд 5Кто такой Иванов? Как он выглядит?
Косые глаза Иванова, в первое
время неприятно поражавшие Тему, при более близком знакомстве начали производить
на него какое-то манящее к себе, особенно сильное впечатление. Тема не мог дать отчета, что в них было привлекательного: глубже ли взгляд казался, светлее ли как-то был он, но Тема так поддался очарованию, что стал и сам косить, сначала шутя, потом уже не замечая, как глаза его сами собою вдруг скашивались.
Слайд 6Как его характеризует автор?
Вечно тихий, неподвижный, никого не трогавший, как-то
равнодушно получавший единицы и пятерки, Иванов почти не сходил с
своего места.
Добрый, кроткий с теми, кого он любил, Иванов был круглый сирота, жил у богатых родственников, помещиков, но как-то заброшенно
Слайд 7«Иванов незаметно втянул Тему в сферу своего влияния». Почему?
…говорит, говорит
- так и льется у него.
- Как много ты
знаешь! - сказал раз Тема, - как ты все это можешь выдумать? - Какой ты смешной, - ответил Иванов. - Разве это моя фантазия? Я читаю.
Слайд 8Как относится Тёма к Иванову?
Иногда утром, когда Теме не хотелось
вставать, когда почему-либо перспектива идти в гимназию не представляла ничего
заманчивого, Тема вдруг вспоминал своего друга, и сладкое чувство охватывало его, - он вскакивал и начинал одеваться. Он переживал наслаждение от мысли, что опять увидит Иванова, который уж будет ждать его и весело сверкнет своими добрыми черными глазами из-под мохнатой шапки волос.
Слайд 9А Иванов также считал Тему другом?
доверял Теме: показал ему
медальон с портретом умершей матери, который никому не показывал, а
ведь секреты открывают не всем- только друзьям.
Слайд 10Как повлиял Иванов на Тёму?
Тема удивленно слушал Иванова. В его
голове не вмещалось, чтоб можно было добровольно, без урока, сидеть
и читать.
Во втором классе Тема уже читал Гоголя, Майн-Рида, Вагнера и втянулся в чтение
Слайд 12. «Но ничто не вечно под луной». Какова роль союза
НО в этом предложении? На что настраивает эта фраза читателей?
Что
же изменилось в жизни Темы и Иванова?
Почему прекратилась дружба мальчиков? Какое событие было причиной тому?
Слайд 13«Ябеда». Что означает это слово?
Ябеда 1.Мелкий донос, клевета (уст.). 2.Человек.
который ябедничает, наушничает (разг.)
Как Тёма стал ябедой?
Слайд 14Ошеломленный, удрученный, Тема почувствовал, как он точно погружался куда-то... И
вот, как жалобный подсвист в бурю, рядом с диким воем
зазвучали в его ушах и посыпались его бессвязные, слабеющие слова о пощаде, слова мольбы, просьбы и опять мольбы о пощаде и еще... ужасные, страшные слова, бессознательно слетевшие с помертвелых губ... ах! более страшные, чем кладбище и черная шапка Еремея, чем розги отца, чем сам директор, чем все, чтобы то ни было на свете. Что смрад колодца?! Там, открыв рот, он больше не чувствовал его... От смрада души, охватившего Тему, он бешено рванулся. - Нет! Нет! Не хочу! - с безумным воплем бесконечной тоски бросился Тема к вырвавшему у него признание директору. - Молчать! - со спокойным, холодным презрением проговорил удовлетворенный директор и, втолкнув Тему в соседнюю комнату, запер за ним дверь. Оставшись один, Тема как-то бессильно, тупо оглянулся, точно отыскивая потерявшуюся связь событий. Затихавшие в отдалении шаги директора дали ему эту связь. Ослепительной, мучительной болью сверкнуло сознание, что директор пошел за Ивановым.
Слайд 15 Какие слова раскрывают состояние мальчика, оказавшегося в кабинете директора?
«смертельный страх», «зловеще щелкнувший замок», «с ужасом смотрел», «с мучительной
болью», «онемевший мальчик», «ошеломленный»
Какова роль многоточий в отрывке ?
Слайд 16 Хотел ли Тема выдать Вахнова?
(«ужасные, страшные слова, БЕССОЗНАТЕЛЬНО
слетавшие с помертвелых губ»).
Бессознательно-
т. е. безотчетно,
непроизвольно. Помогает ли это понять отношение автора?
Слайд 17 Как сам Тема воспринимает свое признание?
«страшнее, чем кладбище,
чем розги отца, чем сам директор; смрад души). Смрад- это
зловоние, вонь, отвратительный запах. Автору важно показать, что герою стыдно, горько, он сам себе неприятен, противен.
Слайд 18Было ли страшно Иванову?
«тихой мольбой, дрожащий голос»
Почему же Иванов
промолчал, в отличие от Темы?
«Я не могу, я приму
на себя всю вину, но я не могу выдать,.. не заставите меня сделать подлость»
Слайд 19 Когда человек виновен, что он чувствует? Какими словами- эпитетами
описал автор состояние Темы?
(«подавленный, униженный, тупой»)
Что чувствует Тема,
вернувшись в класс?
чувствуя отвращение и к себе, и к директору, и к самой жизни, чувствуя одно бесконечное желание, чтобы жизнь отлетела сразу, чтобы сразу перестать чувствовать.
Почему Тема дома не все рассказал родителям? О чем не сказал?
Передавая дома эту историю, Тема скрыл, что выдал товарища.
Почему в сумерки ему стало еще тяжелее?
Чего ждет человек , испытывающий душевную боль? Как мать поняла состояние сына? Почему назвала его«бедным мальчиком»? Как помогла Теме справиться с бедой? Почему Тема говорит: «я люблю его, а как подумаю, что пойду к нему… я больше не люблю его»?
На что настраивает мать «своего не устоявшего в первом бою сына»? Какой бой имеет в виду автор?(
Слайд 21 Как вы объясните возникновение дружбы Тёмы с Даниловым и
Касицким?
…встретил неожиданную для него поддержку.
Тема чувствовал расположение Данилова
Слайд 22Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне?
Есть
люди с твердой волей, которые и без гимназии умели прокладывать
себе дорогу в жизни, - говорил Данилов. Тема только вздыхал.
Есть, конечно, есть... Робинзон...
Слайд 23Какую роль в подготовке побега в Америку играл Касицкий?
И вот
понемногу план созрел: попытать счастья и с первым весенним днем
удрать в Америку на первом отходящем пароходе. Мысль эту бросил Касицкий и сейчас же забыл о ней.
…Ерунда! Ни в какую Америку я больше не поеду, - сказал Касицкий, когда лодка пристала к берегу. - Все это чушь.
Слайд 24Почему беглецы были рады, когда побег не удался?
Да, не выгорела
Америка!
Когда после пасхи в первый раз собрались в класс,
все уже перемололось, и Касицкий не удержался, чтобы в веселых красках не передать о неудавшейся затее. Тема весело помогал ему, а Данилов только снисходительно слушал.
Все смеялись и прозвали Данилова, Касицкого и Тему "американцами".
Слайд 26Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их так
плохо сдал?
Понятное дело, что тому, кто едет в Америку, никаких,
собственно, уроков готовить не к чему, и время, потраченное на такой труд, считалось компанией погибшим временем.
Назавтра Тема принес неожиданную новость, что он срезался по трем предметам, что передержку дают только по двум, но если особенно просить, то разрешат и по трем. Это-то последнее обстоятельство и вынудило его открыть свои карты, так как просить должны были родители.
Слайд 27Как герою удалось переломить себя и начать готовиться к переэкзаменовке?
Я
знаю, мама, что должен искупить перед тобою свою вину, и
знаю, что искуплю, оттого мне так легко и весело. Милая, дорогая мама, поезжай к директору и попроси его, - я выдержу передержку, я знаю, что выдержу, потому что я знаю, что я способный и могу учиться.
Слайд 28Как вы оцениваете главу «Экзамены»в автобиографическом произведении- как рассказ об
экзамене и переэкзаменовке или как рассказ о человеке которому удалось
справиться со своей слабостью, рассказ о становлении характера мальчика?
Слайд 29Что вызвало трагическую попытку отравления у Тёмы?
Тема ждал, конечно, сцены
гнева, неудовольствия, упреков, но такого выражения презрения он не предусмотрел,
и тем обиднее оно ему показалось. Он сидел в столовой и чувствовал себя очень скверно. С одной стороны, он не мог не сознавать, что все его поведение было достаточно пошло; но, с другой стороны, он считал себя уже слишком оскорбленным.
Слайд 30Почему Тёма был так счастлив, когда удалось сдать переэкзаменовку?
"Хорошо, -
пронеслось в его голове. - А что было неделю тому
назад?!"
Тема вздрогнул: неужели это был он?! Нет, не он! Вот теперь это он.