Слайд 1Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Учитель литературы МАОУ «Гимназия
№1 г. Саратова» Давидович Евгения Михайловна
Слайд 2Цели
Выявить ___________________ образов сказки.
Развивать __________________ анализа текста, выразительного чтения.
Определить главную
__________________ произведения.
Сопоставить ______________Пушкина с народными.
Слова для подстановки: мысль, сказка, система,
навык.
Слайд 3Узнай эпизод и зачитай отрывок
Слайд 4Будьте внимательны к слову (с. 113)
Только в авторской сказке могли
встретиться выражения:
восхищенья не снесла;
свойство зеркальце имело;
в горести душевной;
сотворив обряд печальный;
вдруг
погасла;
жертвой злобе;
с мольбой погнался.
Слайд 5Подберите синонимы к выделенным словам
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с
тобой»
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Им
она не прекословит,
Не перечат ей они.
«Коль старушка, будь нам мать,
Так и будем величать».
Слайд 6В народных сказках Добро всегда побеждает Зло.
О чём рассказывает словарь
«Добро
– это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем
связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.
Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь)
Слайд 7«Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно,
что требует от нас долг человека.
Зло – худое, лихое. Злой
человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого русского языка В. Даля)
Как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
В образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Слайд 10Литература и другие виды искусства (учебник, стр. 113)
Какая музыкальная мелодия,
по вашему мнению, - грустная или весёлая, быстрая или медленная,
резкая, чёткая или плавная – могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Слайд 11Итоги
Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?
Какова основная мысль сказки А.С.
Пушкина?
Какие черты народных сказок сохранил и развил поэт?
Слайд 12Домашнее задание
Прочитать 3 статьи: «Рифма. Способы рифмовки» (стр.114 - 115),
«Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (стр. 115 - 116), «О
сказках Пушкина» (стр. 117 - 118).
Знать определения рифмы, ритма, знать способы рифмовки.
Повторить стихи А.С. Пушкина «Няне» и «У лукоморья…»
Слайд 13Источники
А) 1. Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. М.:
ВАКО, 2011 (Мастерская учителя-словесника)
2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе.
5 класс. М,: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)
3. Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.М., 2013. Ч.1
Б) 1. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» http://festival.1september.ru/articles/607044/
В) 1. Картинка «Царевна-лягушка»: http://pazliky.ru/i.php?id=49
2. Картинки «Сказка о мёртвой царевне»: http://multikonline.ru/russkie-multfilmy-online/1212-skazka-o-mertvojj-carevne-i-o-semi-bogatyrjakh.html ;
http://old-land.ru/tests/test2/958 ;
http://www.labirint.ru/screenshot/goods/407439/1/ ;
http://tvoyaskazka.ru/?p=2141