ПОДГОТОВКИ
К СОЧИНЕНИЮ ПО
ТВОРЧЕСТВУ
М.Ю.ЛЕРМОНТОВА
Восприятие, истолкование, оценка
лирического стихотворения
Слайд 3
Лирическое стихотворение
является произведением
о мыслях и чувствах человека
и адресовано к его духовной
и душевной сфере.
Слайд 4
«Восприятие — непосредственное
чувственное отражение
действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего
мира». (Словарь С.И.Ожегова)
Слайд 5
Первое, что Вы должны
сделать, приступая непосредственно к разбору
лирического стихотворения, — это попытаться
понять и осмыслить то,
о чём говорится в стихотворении.
Слайд 6
«Истолковать — дать чему-либо какое-либо толкование, объяснение; объяснить
каким-либо образом».
(Словарь русского языка, АН СССР )
Слайд 7
Объяснение, прояснение смысла (слова, производные от
слова «ясный») является следующим этапом работы понимания и осмысления информации,
заложенной в формулировке темы сочинения.
Слайд 8
Последним опорным словом в формулировке темы
сочинения является слово оценка, которое может быть истолковано как «мнение
о ценности, уровне или значении кого или чего-нибудь»
(Словарь С. И. Ожегова).
Слайд 9
Жанр сочинения,
которое предстоит написать,
можно охарактеризовать
как сочинение-размышление,
сочинение-рассуждение
о конкретном стихотворении
(или нескольких стихотворениях).
Слайд 10
Наблюдения над содержанием и формой лирического
произведения должны привести Вас к оценке достоинств произведения литературы. В
этом и заключается основная задача.
Слайд 11
Одна из главных опасностей, подстерегающая Вас при работе
над этой темой, —превращение разговора о лирическом произведении в разложение
на составляющие.
О пагубности подобного обращения со словом прекрасно сказал Л. Н. Толстой в дневнике работы Яснополянской школы: «Никак не отдаёт без борьбы человек и ребёнок своё живое слово на механическое разложение и уродование. Есть какое-то чувство самосохра- нения в этом живом слове.
Слайд 12
Ежели должно развиваться,
то оно стремится развиваться
самостоятельно и сообразно только со всеми жизненными условиями.
Только если вы хотите поймать это слово,.. как оно, с живою мыслью и содержанием,
сжалось, спряталось, и у вас в руках остаётся одна шелуха...»
Слайд 13
Хочется помочь Вам увидеть, что
лермонтовский «Парус» или пушкинский «Пророк» — это чудо искусства, знакомство
с которым позволяет сделать множество больших и малых открытий, причём возможность такого открытия есть не только у нас, учителей, но и у Вас, ребята.
И, разумеется, подобные находки в лирических произведениях возможны только тогда, когда мы воспринимаем их в единстве формы и содержания — в союзе «волшебных звуков, чувств и дум».
Вступление 1.
Связать предложенный
для анализа текст с эпохой его создания и биографией поэта.
Ищем определённый смыслообразующий фактор: как дата создания произведения связана с эволюцией творческого пути поэта"и было ли это произведение созвучно исторической обстановке в стране или звучало диссонансом к ней.
Слайд 15 Вступление 2.
Теоретическое. В этом случае стоит
вспомнить, например, об особенностях жанра стихотворения, его принадлежности к стилистике
определенного литературного направления, которые будут подтверждаться в основной части сочинения.
Слайд 16Вступление 3.
Возможно и личностное, эмоциональное вступление к сочинению, содержащее впечатление
читателя, приступившего к интерпретации прочитанного стихотворения, но не забывайте о
том, что излишние эмоции здесь явно неуместны.
Слайд 17Пишем главную часть.
Целесообразно начать с исследования того
элемента (слова, знака препинания, особенностей ритма и рифмы, длины стихотворной
строки, даже пробела), который кажется самым «тёмным», непонятным.
Можно начинать анализ текста с того композиционного элемента, который наиболее заметен в тексте. Это может быть звуковой или цветовой образ, бросающийся в глаза троп или синтаксическая фигура. Но важно не только отметить его, следует понять, какой смысл стоит за ним, и доказательно аргументировать свою точку зрения
Слайд 18
Какие же элементы могут стать смыслообра- зующими, на что стоит
обращать внимание?
Поэтические образы нередко создаются при помощи звукописи.
Много наблюдений
можно сделать над лексикой, особенно над словами, использующимися метафорично, в переносных значениях.
3. Традиционно при анализе стихотворений советуют наблюдать за использованием «цветовых» слов.
Слайд 19
4. Иногда оказывается полезным
понаблюдать за использованием в поэтическом тексте различных частей речи.
Например, часть стихотворения, насыщенная глаголами, как правило,
более динамична, чем часть, в которой глаголов мало или совсем нет.
Слайд 205. Смыслообразующими могут стать особенности синтаксиса, которые именуют в стиховедении
стилистическими фигурами (инверсии, анафоры, эпифоры, многосоюзие, вопросы и восклицания и
другие).
6. Важную смыслообразующую роль могут играть и собственно стиховые элементы лирического текста — ритм, рифма, стихотворный размер, длина стиха и т. п.
Слайд 21
7. Размер стихотворения также может соотноситься со смыслом. Хорей —
более динамичный, «скачущий» размер, чем, например, анапест, это наблюдение гложет
помочь при анализе некоторых стихотворений.
8. Смыслообразующую роль может играть и графика текста, определённая форма записи стихотворения.
Слайд 22 Если стержень содержания — идея — уже ясна
при содержательном анализе, то зачем тогда нужен анализ формы? Любой
формальный элемент текста необходимо рассматривать только в отношении к содержанию. Поэтому схема — лишь напоминание о том наборе критериев оценки текста, принципов его анализа, о которых нельзя забыть в процессе написания сочинения. А их порядок и иерархия - дело автора работы, свидетельствующее о его литературоведческой подготовке, культурном уровне, времени создания интерпретации, литературных способностях.
Слайд 23Как закончить сочинение?
В заключении сочинения обычно
делается вывод, развивающий мысли, заложенные во вступлении.
Это могут
быть рассуждения историко-биографического плана, возможно и «вписывание» стихотворения в контекст либо всего творчества поэта, либо какого-то из основных мотивов лирики.
Слайд 24
При достаточно широкой литературной эрудиции автора сочинения
уместно провести параллели с похожими стихотворениями в русской и мировой
поэзии.
Возможно и эмоциональное заключение, но оно не должно выливаться в безликое «мне понравилось», а в живой и доказательной манере должно объяснять, что же именно привлекло автора в исследуемом тексте, что лично ему дал произведенный анализ для более глубокого понимания этого стихотворения и лирики вообще.
Слайд 25Несколько советов авторам будущих выпускных сочинений
Правило первое
Выбирайте анализ лирики, если
хорошо знаете поэзию названного автора или конкретное стихотворение.
Правило
второе
Для хорошего, грамотного, всестороннего анализа Вам необходимо свободно ориентироваться в творчестве поэта, знать его (творчества) основные этапы, идеи, образы, даже если об этом, как кажется, нет ни слова в формулировке темы.
Слайд 26
Правило третье
Если для анализа предложено слишком известное, хрестоматийное
произведение (например, пушкинский «Памятник»),
но Вы решили взять тему,
постарайтесь выстроить размышление, избегая штампов в содержании.
Слайд 27
Правило четвёртое
Постарайтесь трезво оценить свои силы:
например, если для анализа предлагается выбрать стихотворение поэта XX века,
то между общеизвестным и неизведанным, выбирайте общеизвестное; не проявляйте ненужной самостоятельности —
вспомните уроки литературы.
Слайд 28
Правило пятое, общее
Внимательно прочитайте формулировку темы. Нельзя просто
излагать в своей работе решительно всё, что вам известно о
стихотворении. Помните, сочинение — это творческая работа, предполагающая
ваше умение свободно обращаться с материалом, выбирая необходимое, отбрасывая излишнее (это касается
и работ, посвящённых прозе).
Слайд 29
Правило шестое
Сформулируйте проблему работы.
Попытайтесь понять, чего именно
от вас хотят:
1.«просто» проанализировать стихотворение;
2.сопоставить его
с каким-либо другим стихотворением (этого или другого автора);
3.проследить определённую идею или образ в лирике или творчестве автора;
4.объяснить роль каких-либо поэтических средств (тропов) в стихотворении.
Слайд 30
Правило седьмое
Для сочинений на эту тему нельзя
предложить единого, типового плана. В вашем рассуждении нужно выделить несколько
обязательных элементов:
1. время и место создания произведения, история его возникновения, связь с остальным творчеством автора;
2. тема стихотворения (предмет изображения), особенности жанра (если его можно определить), идея (главная мысль)
3. образы, использованные в данном стихотворении;
4. средства их создания (тропы);
5. композиция произведения.
Последовательность изложения этих пунктов может
варьироваться по вашему усмотрению.
Слайд 31Тема Родины в творчестве М.Ю. Лермонтова
Примерный план.
Любовь к Родине неоднозначна и порой мучительна.
Лермонтов — патриот своего Отечества.
Рабски покорная Россия ненавистна поэту:
а) «... немытая Россия страна рабов, страна господ...» («Прощай, немытая Россия»);
б) Страна, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»).
Что Лермонтов противопоставляет современности:
а) славное прошлое России («Песня про купца Калашникова»);
б) поколение «детей двенадцатого года» («Бородино»).
Изображение поколения 30-х годов XIX века («Дума»).
«Люблю Отчизну я, но странною любовью...» («Родина»).
Родные просторы, природа лечит израненную душу человека («Как часто пестрою толпою окружен»).
Поэзия Лермонтова - новое звено в цепи исторического развития общества.
Слайд 32Пояснения.
Лермонтов как человек своего поколения стремится к анализу
действительности. Увы, то, что он видит, «иль пусто, иль темно».
Поэту чужд был показной патриотизм и поэтому он не приемлет официальную точку зрения, согласно которой современная ему Россия - почти идеальное государство. Россия Лермонтова предстает в другом виде, это - страна рабов, страна господ...
Лермонтов противопоставляет современности славное прошлое России. Так он размышляет о проблеме положительного героя.
Героическим поэт называет и поколение «детей двенадцатого года», победивших в войне 1812 года.
Затем уместно было бы противопоставление героического поколения 30-х годов XIX века. Неспособность, а чаще нежелание найти применение силам в жизни - главная беда человека в России того времени.
В стихотворении «Родина» поэт подводит итог своим размышлениям о том, что есть для него Отчизна.
Слайд 33Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова
Ориентировочный план сочинения.
I.(Вступление.)
Традиционный взгляд на назначение поэта и поэзии в русской литературе от Г.Р. Державина до А.С. Пушкина.
II. (Главная часть.)
1. ..«Смерть Поэта» как литературный дебют М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов об исторической роли А.С. Пушкина и трагической участи Поэта в современном мире.
2. «Пророк» М.Ю. Лермонтова и эпоха, его породившая.
а) «Пророк» как отклик-размышление, отклик-возражение на стихотворение А.С. Пушкина с тем же названием.
б) Противостояние поэта и толпы как устойчивый мотив лирики М.Ю. Лермонтова.
в) Какие идеалы поэт-пророк пытается пронести неизменными через скепсис и неверие своей эпохи?
Слайд 34
3. Развернутое сравнение поэзии и оружия, прошлого и настоящего в
стихотворении «Поэт» (1838 г.).
а) Сравнение прошлого и настоящего в судьбе
кинжала.
б) Судьба поэзии «вчера» и «сегодня»
в) Гражданский пафос заключительных строк. Какой призыв звучит в них?
III. (Заключение.)
Как размышления о назначении поэта и поэзии в обществе,
о противопоставлении поэта и толпы, обращение к поэзии
как к голосу народа характеризуют лирического героя
М.Ю. Лермонтова? Что нового внес поэт в размышления на данную тему по сравнению со своими предшественниками? Близка ли вам позиция М.Ю. Лермонтова в его понимании
роли поэтического слова?
Слайд 35Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений по
выбору ученика)
Михаил Юрьевич Лермонтов. Что значит это
имя для русского человека? Что значит это имя для меня?
Читая стихи М.Ю. Лермонтова, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли,
что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно.
Слайд 36
В чем же секрет его поэтического
дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова,
преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении "И скучно и грустно" поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят — все лучшие годы!
Слайд 37 В душе лирического героя все рушится,
он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни,
бренности всего земного, ничтожности человека:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -
Такая пустая и глупая шутка.
Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:
Слайд 38 Люблю дымок спаленной жнивы,
В
степи ночующий обоз
И на холме средь
желтой нивы
Чету белеющих берез.
Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе":
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы:
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее
Слайд 39 Страдания поэта усиливались в связи с тем, что
современники не понимали главного (стихотворение «Пророк») :
Провозглашать
я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении "Листок" Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
Слайд 40 О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении
"Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному
существованию:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:
Слайд 41 Я жить хочу, хочу печали
Любви
и счастию назло:
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Слайд 42 Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя
прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбран- ный
им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.
Итак, все творчество поэта —это его размышления о смысле сущест- вования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к кото- рым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и полити- ческого кризиса и ответственности каждого человека за судьбу Рос- сии. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.
Слайд 43
Наука утверждает, что нет
универсального «ключа» к любому стихотворению. Поэтому задача читателя-школьника — в
каждом отдельном случае найти такой «ключ». Но даже самые подготовленные читатели не могут исчерпать до конца смысл лирического текста, в нём всегда остаётся какая-то загадка.