Слайд 1Из тайников искусства слова
Теория литературы на уроках литературы в 7
классе
Часть 1
Слайд 2Дорогие ребята!
Наше совместное путешествие в мир литературы продолжается...
В литературных произведениях,
которые вы будете читать в этом учебном году, всё объединяется
вокруг проблемы ЧЕЛОВЕКА, его представлений о жизненном предназначении, ценностях и нравственных ориентирах. Читая, мы ПОЗНАЁМ И СЕБЯ.
Для этого вам понадобятся и знания науки о литературе – теории литературы, понимание литературоведческих терминов.
Итак, давайте вместе читать, размышлять, понимать, обсуждать…
Слайд 3Ты ищешь знаний, мудрости земной,
Ты ищешь смысла жизни во Вселенной?
Найди
на полке книгу и раскрой
Источник мысли чистый, вдохновенный...
Алио Мирцхулава, грузинский
поэт
Слайд 4Художественная литература – вид искусства, творчески отражающий и переосмысливающий действительность
при помощи слова.
Поэтому чтение художественной литературы – серьёзная духовная
работа.
Расширяем знания
Слайд 5Расширяем знания об оригинале и переводе
Талантливый перевод – это всегда
результат творческой работы переводчика.
Перевод - это передача слова, высказывания или
текста средствами другого языка.
Существует несколько видов перевода: прямой и непрямой, полный и неполный, точный и неточный.
Разновидности свободного перевода (текст приближается к самостоятельному произведению): «вольный перевод», «подражание», «по мотивам».
Слайд 6Понятие о былине, о былинном стихе. Гипербола и постоянные эпитеты
Вспомните,
что такое фольклор.
Объясните, почему фольклор считают сокровищницей народного опыта.
Слайд 7Понятие о былине, былинном стихе
В народе былины называли старинами, то
есть песнями о действительных событиях далёкого прошлого.
Былины — произведения устного
народного творчества, созданные в форме песни-сказания, которые повествуют о героическом событии или каком-либо примечательном историческом факте.
Былины были способом передачи от поколения к поколению древних верований и представлений о мире, каких-либо исторических сведений.
Слайд 8Понятие о былине, былинном стихе
Былины исполнялись особым образом: их сказывали,
то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха.
Былинный стих -
разновидность нерифмованного стиха, с помощью которого создана былина.
Каждый такой стих содержит примерно одинаковое число ударений (обычно четыре), что придаёт былине торжественное звучание.
Слайд 9Гипербола и постоянные эпитеты
Гипербола (от греческого слова — преувеличение) —
средство художественного изображения, основанное на преувеличении.
Постоянный эпитет — закреплённое за
каким-либо предметом образное определение.
«Садко»
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»
«Вольга и Микула Селянинович»
Слайд 10Понятие о жанре баллады
Баллада — это небольшое сюжетное стихотворение, в
основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.
Ф. Шиллер «Перчатка»
А.
Мицкевич «Свитязь»
Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»
Слайд 11Повесть (закрепление знаний)
Повесть — среднее по объёму прозаическое художественное произведение,
в котором раскрывается несколько эпизодов из жизни литературного героя на
фоне изображения судеб других персонажей.
Слайд 12Понятие о композиции художественного произведения
Построение художественного произведения, соотнесённость и взаимодействие
всех его компонентов, расположение его частей в определённой последовательности называется
композицией.
Слайд 13Развитие понятий о повести. Героическая повесть
Повесть — эпическое произведение в прозе,
в котором изображается целый ряд событий, много действующих лиц, шире
и подробнее показана жизнь.
Героическая повесть предполагает изображение героики, т. е. подвигов во имя высокой цели — защиты родины, спасения людей, утверждения правды, т. е. какой-то общей идеи справедливости.
Слайд 14Понятие о характере литературного героя
Характер литературного героя – это образ
человека в литературном произведении, созданный с определённой полнотой и наделённый
индивидуальными особенностями.
Слайд 15Кто перестаёт читать, тот перестаёт думать.
Дени Дидро (1713-1784), французский писатель,
философ