Разделы презентаций


Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова

Содержание

М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. «...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1К уроку литературы «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» (К

изучению поэмы «Мцыри»)
Автор: Недорезова М. Г., учитель русского языка и

литературы ГБОУ СОШ № 167 Центрального района Санкт-Петербурга

Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова

К уроку литературы «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова»  (К изучению поэмы «Мцыри»)Автор: Недорезова М. Г.,

Слайд 2М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838.
«...До сих пор не только могила,

но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется,

что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:
Здесь Пушкина изгнанье началось  И Лермонтова кончилось изгнанье...» (Ахматова А. А. Все было подвластно ему // Собр. соч. В 2 т. – М., 1990. – Т. 2. – С. 133–134.)
М.Ю.Лермонтов. Автопортрет. Акварель. 1837-1838. «...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти

Слайд 3С Кавказом Лермонтова связывало многое:
1820 г. – впервые он попал

сюда ребенком (на лечение его привозила бабушка);
1837 г. –

позднее Кавказ становится местом его ссылки и службы;
1841 г. – здесь закончился его жизненный путь.
С Кавказом Лермонтова связывало многое:1820 г. – впервые он попал сюда ребенком (на лечение его привозила бабушка);

Слайд 4С темой Кавказа связаны крупнейшие произведения Лермонтова:
«Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик»,


«Герой нашего времени», «Дары Терека»,
«Беглец», «Свиданье» и другие.

С темой Кавказа  связаны крупнейшие произведения Лермонтова:«Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Беглец»,

Слайд 5Кавказские виды запечатлел Лермонтов в своих картинах, акварелях и рисунках.
Являясь

органической частью всего творчества поэта, рисунки и картины Лермонтова тематически

близки его поэтическим созданиям.
Вместе с тем ряд рисунков, акварелей и картин имеет и сюжетную общность с литературными произведениями Лермонтова.
Кавказские виды запечатлел Лермонтов в своих картинах, акварелях и рисунках.Являясь органической частью всего творчества поэта, рисунки и

Слайд 6Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло.1837

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. Масло.1837

Слайд 7«Он охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел

за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы. У А.А.Краевского находится

картина масляными красками, изображающая место действия «Мцыри», на берегу Арагвы. Эта картина была снята Лермонтовым с натуры».
П.А.Висковатый. Демон. Поэма М.Ю.Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236.

Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты. (Кавказский вид с саклей).

«Он охотно прислушивался к рассказам старожилов и часами сидел за альбомом, набрасывая поразившие его картины природы. У

Слайд 8Развалины на берегу Арагвы и Куры. Карандаш.1837

Развалины на берегу Арагвы и Куры. Карандаш.1837

Слайд 9Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837

Дарьяльское ущелье с замком царицы Тамары. Карандаш. 1837

Слайд 10Дарьяльское ущелье. 1837
«Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне

едва заметный в основаниях своих, тогда еще сохранял стены и

часть высокой и тесной башни. <…> Гуд-аул с развалинами замка на плоской вершине горы, из коего Лермонтов сделал дом «седого Гудала», отца Тамары, представлял тогда еще достаточно сохранившиеся стены. <…> ступени, вырубленные в скале, и теперь еще ведут к Арагве.» (П.А.Висковатый. „Демон“. Поэма М. Ю. Лермонтова и ее окончательная, вновь найденная обработка. „Русский вестник“, 1889, № 3, стр. 236)
Дарьяльское ущелье. 1837 «Замок царицы Тамары в теснине Дарьяла, ныне едва заметный в основаниях своих, тогда еще

Слайд 11Вид Пятигорска. Масло.1837

Вид Пятигорска. Масло.1837

Слайд 12Вид Тифлиса. Масло. 1837

Вид Тифлиса. Масло. 1837

Слайд 13Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Кавказский вид с Эльбрусом. Масло. 1837

Слайд 14Кавказский вид с Эльбрусом.
Из письма Лермонтова: «У меня здесь

очень хорошее помещение; каждое утро из своего окна смотрю на

всю цепь снежных гор и на Эльбрус; вот и теперь, сидя за письмом к вам, я по временам кладу перо, чтобы взглянуть на этих великанов: так они прекрасны и величественны!». (М. Ю. Лермонтов – М. А. Лопухиной. 31 V 1837 (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 543).
Кавказский вид с Эльбрусом. Из письма Лермонтова: «У меня здесь очень хорошее помещение; каждое утро из своего

Слайд 15Крестовый перевал. Масло.1837-1838

Крестовый перевал. Масло.1837-1838

Слайд 16Вид Крестовой горы. Автолитография.1837-1838

Вид Крестовой горы. Автолитография.1837-1838

Слайд 17Вид Крестовой горы.
«Как перевалился через хребет в Грузию, так

бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору

(Крестовая) на самый верх, что не совсем легко: оттуда видна половина Грузии на блюдечке <…> для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудт высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».
(М. Ю. Лермонтов – С. А. Раевскому. Конец 1837 года (Лермонтов, изд. „Academia“, т. V, стр. 393).
Вид Крестовой горы. «Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил

Слайд 18Окрестности селения Караагач. Масло.1837-1838

Окрестности селения Караагач. Масло.1837-1838

Слайд 19Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838

Воспоминания о Кавказе. Масло. 1838

Слайд 20При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840

При Валерике. Похороны убитых. Акварель. 1840

Слайд 21Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840

Эпизод из сражения при Валерике. Рисунок. 1840

Слайд 22Эпизод из сражения при Валерике. С рисунка М. Ю. Лермонтова, раскрашенного Г. Г. Гагариным


«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов

на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны <…> офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнил возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших солдат ворвался в неприятельские завалы». (И.Ениколопов. Лермонтов на Кавказе. – Тбилиси, 1940, стр. 69.)
Эпизод из сражения при Валерике. С рисунка М. Ю. Лермонтова, раскрашенного Г. Г. Гагариным «Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время

Слайд 23Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841

Перестрелка в горах Дагестана. Масло.1840-1841

Слайд 24Вид Пятигорска. Масло.1837
Эту картину Лермонтов написал в 1837 году

во время первой ссылки. Пятигорские впечатления легли в основу повести «Княжна

Мери»: «…на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом. – Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?»

Вторая ссылка на Кавказ началась в 1840 году.
В мае 1841 года Лермонтов, возвращаясь из отпуска в полк, остановился в Пятигорске для лечения водами. Во вторник 15 июля 1841 года близ Пятигорска у подножия горы Машук состоялась дуэль Лермонтова с Н.С.Мартыновым. Лермонтов был убит выстрелом в грудь навылет.

Вид Пятигорска. Масло.1837 Эту картину Лермонтов написал в 1837 году во время первой ссылки. Пятигорские впечатления легли

Слайд 25Список использованных печатных источников:
Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А.

Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б. В. Томашевского. –

М; Л.: Изд-во АН СССР, 1953.
Лермонтов М. Ю. Княжна Мери // Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. – М.: Изд-во АН СССР, 1962. – С. 52.
Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981.

Источник иллюстраций: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." – М.: Сов. Энцикл., 1981: слайды 2–3 (вкладка между стр. 176-177); слайды 4–24 (вкладка между стр. 240-241).

Список использованных печатных источников: Вейс А. Ю., Ковалевская Е. А. Живописное наследие Лермонтова / под ред. Б.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика