Слайд 1Конкурс презентаций «Великие имена России»
Сообщество взаимопомощи учителей. Pedsovet.ru
"Константин
Великоросс"
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
1-ая категория
МБОУ СОШ №
32 (филиал)
г. Челябинска
Семенова Марина Рудольфовна
2012 год
Слайд 2
3 сентября 1942г.
-
29 октября 1976г.
Жизнь и творчество русского художника
Константина Алексеевича Васильева
Слайд 4Наследие художника
Творческое наследие Васильева многопланово и разнообразно. Оно насчитывает
более 400
произведений
живописи и графики: портреты и пейзажи, сюрреалистические и абстракционные композиции;
картины на сказочные , былинные и мифологические сюжеты; произведения на темы древней и современной русской истории.
Слайд 5
«Духовный вождь народа»
Так назвал Константина Васильева историк, этнолог и религиовед
Роман Багдасаров в книге «За порогом» (Москва, ЮС-Б, 2003 г.),
Слайд 6Биография Константина Васильева
Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник,
творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики:
портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров.
Среди известных работ - циклы «Русь былинная» и «Кольцо Нибелунга», серия картин о Великой Отечественной войне, графические портреты, а также последняя работа художника - «Человек с филином».
С 1949 по 1976 гг. жил в доме, где открыт музей.
В 1976 г. трагически погиб, похоронен в пос. Васильево.
В 1984 г. семья Васильевых переехала в г. Коломну под Москвой, куда перевезла все принадлежавшие ей картины художника.
Музей занимает часть жилого дома, куда входит мемориальная квартира площадью 53,3 м2.
В основу экспозиции положена мемориальная коллекция, переданная сестрой художника В.А.Васильевой и его друзьями.
Слайд 7Истоки души. Семья.
Чтобы понять внутренний мир человека, надо непременно
коснуться его корней.
Отец Кости, Алексей Алексеевич, появился на свет
в 1897 году в семье питерского рабочего. Волею cудеб стал участником трех войн и всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности.
Мама, Клавдия Парменовна, была почти на двадцать лет моложе отца и принадлежала к семье великого русского живописца И.И.Шишкина.
Сестры – Валентина и Людмила.
Слайд 8Первая любимая его книжка – «Сказание о трех богатырях».
Мальчик скопировал
ее цветными карандашами. Рисовал по вечерам в своей маленькой комнате,
никому не показывая. И в день рождения отца преподнес ему в подарок картину. Сходство богатырей было поразительным. Вдохновившись похвалой родителей, мальчик скопировал «Витязя на распутье», тоже цветными карандашами. Сделал затем рисунок карандашом по скульптуре Антокольского «Иван Грозный».
Слайд 9
На его детских рисунках и акварелях «Деревня», «Стожки», «Лодки», «Лесной
этюд», «Палисадник», «Цветы на окне» и других можно увидеть искреннюю
любовь к природе, ко всякому живому существу, как и на следующих рисунках: «Собака Орлик», «Котёнок», «Птенец», «У конюшни».
Слайд 10В 12 лет Костя поступил в московскую художественную школу-интернат при
институте имени Сурикова академии художеств СССР, где он столкнулся с
непониманием. Он замкнулся, но продолжил рисовать по-своему.
Слайд 12
Вернувшись домой, Костя поступил сразу на второй курс Казанского художественного
училища, которое и закончил с отличием по специальности театральный художник.
Его дипломной работой были эскизы к музыкальной драме Островского на музыку Чайковского "Снегурочка".
Слайд 13
По окончании училища Константин стал работать учителем рисования и черчения
в родном посёлке Васильево, затем художником-оформителем на лесокомбинате, где раньше
работал его отец, и на васильевском стекольном заводе. Иногда, особенно к большим праздникам, ему давали заказы из Художественного фонда в Казани. Но свои главные творения Константин делал дома для себя и для друзей.
Слайд 14Первая муза
В 20 лет Константин влюбился в одноклассницу своей
сестры Людочку Чугунову. Благодаря этой любви появилась на свет целая
серия удивительно красивых рисунков с вариациями на тему портрета любимой: «Девушка», «Музыка ресниц», «Грусть королевы», «Печаль» и др.
Они расстались, но позже Константин сделал удивительно трогательный романтичный коллаж «Икона памяти» как образ своей потерянной любви.
Слайд 15
Душевный кризис приводит его к выбору абстракционизма, позднее художник попадает
в сети сюрреализма. Он прошёл путь от создания мрачных серых
композиций к чёрно-белым абстракциям, затем к розово-голубому сюрреализму.
Но и в эти пять лет молодой человек серьезно относился к созданию каждого рисунка, каждой картины.
Слайд 17
Васильев понял, что зашёл в творческий тупик. Ни абстрактный экпрессионизм,
ни сюрреализм не приносили художнику удовлетворения. И он перестал работать.
Три года мог не прикасаться к карандашам, кистям и краскам.
Не зная, куда девать свою энергию, он стал сочинять так называемую конкретную музыку, записывая звуки природы на магнитофон (например, жужжание пилы, скрип двери, крик петуха и т. п.) и монтируя из таких обрывков какую-то композицию.
Другим занятием было создание скульптур.
Но всё же главным занятием этого «потерянного» периода было слушание музыки и прогулки на природе.
Слайд 18
Именно созерцание природы, а произвело в душе молодого художника полный
переворот и возвращение к живописи.
Возникает осознание, что можно жить и
творить дальше, если встать на сторону мира, на сторону жизни.
Это вывело Константина Васильева из творческого оцепенения.
Слайд 19Пейзажи
Буря
Облако
Опушка леса
Берег
У тихой воды
Заброшенная
мельница
Слайд 20«Дух Севера».
Читая северные былины,
скандинавские и исландские саги, эддическую поэзию, Константин восхищался
мужественной красотой и сдержанностью северной культуры.
Как и Максим Горький и композитор Сергей Прокофьев он делил культуру на северную и южную, и отдавал предпочтение «духу Севера».
Слайд 21Поиски себя
Менялись его художественные направления, но главные мысли, ведущие
темы оставались постоянными на протяжении всей жизни художника, такие как
вечный вопрос о смысле жизни, предназначении человека, о свободе творчества, о героизме и трагедии, смерти, рождении и возрождении.
Слайд 22Цикл «Русь былинная»
В это время заново прочитал русские былины, стихи
Алексея Константиновича Толстого, рассказы и романы Лескова, Мельникова-Печерского и другие
сочинения о том, как и чем жили наши предки. По-новому был прочитан и осмыслен Гоголь. Чтение этих книг всколыхнуло какие-то необъяснимые чувства сопричастности к народной жизни.
Константин начал понимать, что опору для своего мировоззрения и творчества можно найти в многовековых традициях нашего народа, его культуре, в мифах, полных мудрости и героизма, в торжественной и могучей красоте, жизненной силе природы.
Слайд 23Былинный цикл
Художнику Константину Васильеву удалось увидеть богатый полусказочный, полуисторический мир
былины по-своему, дать новую трактовку этой вечной патриотической темы.
Слайд 24Садко и Морской Царь
Садко и Морской Царь
Алеша Попович
Поединок Пересвета
с Челубеем
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром.
Слайд 25Богатыри земли русской
Василий Буслаев
Витязь
Вольга и Никита Селянинович
Князь Игорь
Слайд 26Женские образы русского эпоса
Княгиня Евпраксинья
дева Феврония – героиня
оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
«Авдотья Рязаночка»
«Настасья Микулична»
Слайд 27Символика образов
Глубокий символизм живописи в сочетании с оригинальным цветовым решением
полотен — широким использованием серебристо-серого и красного цвета и их
оттенков — делают картины Васильева узнаваемыми и самобытными.
Слайд 28Свеча
символизирует у Васильева божественный свет. Бог не только внутри,
но и вне нас.
Слайд 29
Органичный сплав образа и смысла, многослойность символики, которые позволяют дать
несколько различных трактовок содержанию его картин, – вот главные особенности
символического реализма Васильева.
Слайд 30Формы символизма в картинах Васильева
Одна из них – ритмика золотого
сечения, принцип, по которому сознательно построены все его картины зрелого
периода, который подчёркивает божественное устройство нашего мира.
Другая Кроме того, символизм Константина Васильева заключается в том, что через форму
Символы были постоянными, от картины к картине, из серого периода в сюрреализм, из сюрреализма в реализм, поэтому некоторые критики и зрители
Слайд 31Просвет в тёмных облаках над героями его картин тоже символ
божественного света («Свентовит», «Вотан», «Гибель викинга», «Прощание славянки», «Лейтенант Пронин»).
Слайд 32Существенно также и то, что отсвет небесного огня то сияет
на земле («Папоротник», «Пень», «Лесная чаща»), то отражается на воде
(«Отечество», «Свияжск»), то изображается сияющим в небе облаком («Облако»),
Слайд 33то преобразуется в таинственное сияние звёзд на картинах «Звёздное небо»,
«Цефей, Кассиопея и Андромеда» и «Над костром».
Слайд 34
Другой важный символ в картинах Васильева – символ воли –
это плётка, кнут (начиная с «Изгнании торгующих из храма» и
до «Человека с кнутом» и «Человека с филином»).
Слайд 35Картина «Ожидание»
Некоторые искусствоведы находят деву с немецкой лакированной открытки или
вальяжную красавицу со свечой у окна.
Однако не обученные искусствоведению,
но думающие зрители видят совсем иное.
Кто-то - простую девушку - символ надежды на встречу сбольшой любовью.
Другие - женщину, ожидающую, может быть, своего мужа с войны, или отца из дальней стороны, куда его забросила судьба – символ верности.
Третьи - полагают, что картина символизирует дух нашего народа, преображения России.
Порой полотно неправильно называют «Гадание», что не соответствует замыслу автора..
Слайд 36
Одной из загадок васильевского реализма является то, что в его
сказочно красивых картинах нет выдумки, нет лакировки действительности.
Так сказка
становится былью, идеальное – реальным, сначала на картине, а через неё – в сознании человека.
Яркие примеры - картина «Лебеди» (в казанской Картинной галерее Константина Васильева), «Лесная готика» и другие.
Слайд 37Серия картин о Великой Отечественной войне
Стряхнув все же творческое оцепенение,
Константин, словно к спасительному роднику, потянулся к живой истории Отечества
– к героическим событиям последней войны, с которыми в какой-то мере соприкоснулась и его собственная судьба.
Слайд 38Серия картин о Великой Отечественной войне
Константин реализовывал свои самые смелые
замыслы. И вот из-под его кисти выходят работы «Прощание славянки»
и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах: до двух метров в длину каждый.
Слайд 39Особое место занимает портрет маршала Г.К. Жукова. Художник счмтал, что
у портретов людей, овеянных легендарной славой, зритель должен испытывать духовный
подъем, взлет своих устремлений.
Портрет маршала Жукова показал, какие неисчерпаемые возможности таит в себе могучая сила реализма, способная создать необыкновенно емкую художественную форму.
Особое место занимает портрет маршала Г.К. Жукова. Художник счмтал, что у портретов людей, овеянных легендарной славой, зритель должен испытывать духовный подъем, взлет своих устремлений.
Портрет маршала Жукова показал, какие неисчерпаемые возможности таит в себе могучая сила реализма, способная создать необыкновенно емкую художественную форму.
Слайд 40Портреты
Портрет Ф.М.Достоевского 1976г.
Сестра
Людмила
Наполеон
Провинциальный учитель
Слайд 41К. Васильев. Автопортрет, 1968
В двадцать четыре года Константин вернулся
к тому, с чего начались его детские рисунки.
Слайд 43Цикл «Кольцо Нибелунга»
Одной из главных и постоянных составляющих романтичных настроений
его работ была музыка. Она сопровождала Константина всю его жизнь.
Недаром он создал 18 портретов композиторов (некоторых даже по 2 и 3 варианта) и несколько изображений великих исполнителей музыки.
Наконец, Вагнер - важнейший композитор для понимания позднего Константина Васильева.
Слайд 44
Романтика позднего творчества
Новый всплеск романтичности в творчестве позднего Васильева был
вызван, прежде всего, его серьёзным увлечением завораживающей музыкой Рихарда Вагнера,
которая является, пожалуй, высшим образцом музыкального романтизма.
По мотивам опер Вагнера он создал довольно много картин и графических работ. В его планах было даже проиллюстрировать всю тетралогию «Кольцо Нибелунга», но успел он сделать из этой серии только семь графических листов.
.
Слайд 45Кроме разработки русского эпического наследия, русской мифологии, Константин много делал
и в области мифологических сюжетов других народов: искал общность глубоких
корней в их творчестве, осмысливая и вычленяя главное.
Он прекрасно знал скандинавский и немецкий эпос, мифологию Древней Греции, Рима, индийскую эпическую поэзию
Слайд 46По мотивам вагнеровских опер
Но самыми великолепными и величественными произведениями художника
являются большие масляные картины: «Вотан» («Один») и «Гибель викинга» (или
«Валькирия над сражённым воином», как её иногда называют).
Слайд 47Народное признание
Осенью 1976 года, поздним вечером 29 октября, недалеко
от Казани завершил свой земной путь художник Константин Васильев. Когда
на его могиле в посёлке Васильево устанавливали памятник, то друзья и родственники Константина, с удивлением и, в то же время, с гордостью прочитали на мраморной табличке:
«Народный художник Константин Васильев».
Мастер, который изготовил памятник, не сомневался, что Васильев был народным художником.
Хотя даже в Союз художников Васильева так и не приняли.
Слайд 48Жизнь после смерти
Проходят годы и десятилетия, но поток людей на
выставки, а теперь уже и в постоянно действующие музеи Константина
Васильева, не иссякает. И всегда и везде наблюдается похожая картина: одних посетителей творчество Васильева приводит в восторг, вызывает душевные волнения, оживление ума, духовный подъём, у других, которых всё-таки значительно меньше, наоборот, вызывает тревогу, неприятие и даже враждебность
Слайд 49Признание
Вот результаты второго выпуска рейтинга 2000 года в номинации
«Живописцы и графики» по категории «Художник профессионал высокого класса, пользующийся
безусловным спросом и популярностью»: из 3000 художников на первом месте стоит Константин Васильев.
Голосовали только профессиональные художники России и постсоветского пространства.
В высшую категорию вместе с Васильевым попали ещё шесть художников И. Глазунов, Д. Налбандян, Э. Неизвестный, З. Церетели, М. Шемякин и А. Шилов. Таким образом, вот она – наша «великолепная семёрка», с Константином Васильевым во главе.
Слайд 50Дом- музей на родине в поселке Васильево
Слайд 51Музей – галерея художника Константина Васильева
г.Казань Татарстан
Слайд 53При создании презентации использованы следующие источники:
Доронин Анатолий "Руси волшебная
палитра» (электронная книга)
http://www.bibliotekar.ru/
http://k-vasiliev.narod.ru/avtoportret_1968g.htm
http://smith.gorod.tomsk.ru/index-1274416729.php
http://artcyclopedia.ru/nibelung_alberih-vasilev_konstantin_alekseevich.htm
http://topdollar.ru/ataka-rejjderov-na-muzejj-konstantina-vasileva.html
http://avega.net.ua/avega/index.php/rukodelie/531-2011-02-22-18-53-08.html
http://www.liveinternet.ru/users/3469412/post140050671/
http://www.peoples.ru/
veliko-ross.ruveliko-ross.ru›news13.htm
http://books-center.ru/
В оформлении презентации использован шаблон презентации
«Желтая рамка» из фонов презентации с сайта
http://pedsovet.su/load/320 (автор - Горяйнова Екатерина, главный редактор сайта)