Слайд 1Выполнили ученицы 9 а класса
Азимова Ирина и Петрусенко Вероника
Руководитель Белая Лидия Николаевна - учитель русского языка
и литературы.
п.БИОКОМБИНАТА,2015г.
Творческая работа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Биокомбинатовская средняя общеобразовательная школа посёлка Биокомбината Щёлковского муниципального района Московской области
«Молитва как жанр лирики М.Ю.Лермонтова».
в поэзии М.Ю.Лермонтова особенное только ему свойственное обаяние, чистота, кристальное
изображение образов, сочетание личного с общим, временное с возвышенным, небесным. Современники М.Ю.Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний.
Нас поразило разнообразие жанров его лирики, среди которых часто встречаются элегии, романсы, песни, поэмы, баллады.
Слайд 3 Читая стихи М.Ю.Лермонтова, мы обратили внимание
на три стихотворения под одним названием – «Молитва», написанные в
разные годы. Это и определило выбор темы нашей работы – «Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова»
Слайд 4
-рассмотреть жанр стихотворной молитвы, её место и роль в творчестве
М.Ю.Лермонтова;
-проанализировать его знаменитые стихотворения-молитвы.
Цель работы :
Слайд 5
рассмотреть идейно-художественное звучание произведений М.Ю.Лермонтова, остановившись на произведениях одного
жанра, - поэтической молитве;
изучить критическую литературу, материалы Интернет сайтов по
выбранной теме – «Молитва как жанр лирики в творчестве М.Ю.Лермонтова».
Задачи:
Слайд 6 М. Ю.Лермонтов – известный русский поэт. Его жизнь
была короткой и яркой, как вспышка молнии. Поэт не дожил
до 27 лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувства мучительного одиночества, которое испытывал М.Ю.Лермонтов, нашло воплощение в собственных стихотворениях, в которых чувствуется затаенная боль поэта.
В основном творчество М.Ю.Лермонтова относится к лирическому роду литературы. Среди жанров лирики М.Ю.Лермонтова чаще всего встречаются элегии, романсы, песни. Но кроме этих перечисленных лирических жанров, имеется множество других.
Слайд 7 Молитва есть словесное выражение живого богообщения. Она вмещает
бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убежденность в действенности
молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами, стремление к покаянию, очищению, спасению. Слово это — молитва — очень давно вошло в нашу речь.
Слайд 8 Не оставила равнодушным поэзия традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова:
поэт не мог не обратиться к этой теме.
М.Ю.Лермонтов,
как утверждают современники, слыл безбожником. Но существует рассказ о том, что поэта, злого отрицателя, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях. Может быть, правда о нем - то, что увидел заставший его в церкви товарищ, а не то, что видели его критики, друзья и враги? Молитва М.Ю.Лермонтова тайна.
Слайд 9 В поэтическом творчестве М.Ю.Лермонтова к
жанру молитвы относятся прежде всего три его одноименных стихотворения «Молитва»:
«В минуту жизни трудную...», «Не обвиняй меня, Всесильный...», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...».
Слайд 10
«Молитва» («Не обвиняй меня,
Всесильный...») датирована 1829 годом и в соответствии с хронологией является
«начальным». Оно представляет собой в большей степени прошение о милости и исповедь. Исповедь героя здесь рассчитана не на читателя, а на слушателя, причем Единственного:
Слайд 11 Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то,
что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что
редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденьи бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.
Слайд 12 М.Ю.Лермонтов уже в этом стихотворении обнаруживает
неистребимую противоречивость своей натуры. Одной стороной она навеки прикована к
"мраку земли могильной", и "дикие волненья" этого мира безраздельно владеют сердцем поэта. Другой стороной она влечется к Богу и знает высшие и вечные ценности.
Слайд 13 "Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа
между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и
стремлениями горячей, гордой, не смирившейся души.
Слайд 14 В 1837 году Лермонтов снова называет свое стихотворение
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»)
Слайд 15 Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред
твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с
благодарностью, иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
Слайд 17 Стихотворение строится как монолог лирического героя - мольба
о счастье любимой женщины, о её душе (вероятно, что в
«Молитве» речь идет о В.А. Лопухиной). В ходе монолога вырисовываются три образа.
- Божьей Матери;
-лирического героя;
- и той, о которой этот герой молится.
Слайд 18 На первый план выступает образ героини - её
нравственная чистота и беззащитность перед враждебными силами «мира холодного». Мольба
за неё освещает с новой стороны образ самого героя: трагедия духовного одиночества не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека..
Слайд 19 «Молитва» - шедевр любовной лирики М.Ю.Лермонтова. В стихах дышит
такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы
гимном чистоте, нежности, душевной красоте.
Слайд 20 Ещё через два года, в 1839 г., М.Ю.Лермонтов
опять, в третий раз, называет стихотворение «Молитва» («В минуту жизни
трудную...»).
Слайд 21 В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть,
Одну
молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит
непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
Слайд 22 Третья «Молитва» является безусловной молитвой
героя и представляет собой разрешение конфликта героя со своей душой,
освобождение от «страшной жажды песнопенья».
Слайд 23 Слезы в этой Молитве не знак несправедливой судьбы,
а проявление смирения и любви. Кроме того, освобождение героя «от
страшной жажды песнопенья» происходит только через молитву, и прежний ропот героя исчезает в ней.
Стихотворения-молитвы М.Ю.Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и
отличаются своеобразием авторской позиции.
"Молитва" 1829г.- это мольба-спор лирического героя с Господом.
"Молитва" 1837 г. - чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит о счастье любимой женщины, хотя сам он "странник с пустынной душой".
"Молитва" 1839г. - это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда.
Слайд 25 Таким образом, можно сделать вывод: молитвенный жанр получил
у М.Ю.Лермонтова особое развитие. Он не был его открытием, но
стал важным звеном его поэтической системы.
Слайд 261.М.Ю. Лермонтов «Собрание сочинений» в 4-ех томах
Издательство академии наук СССР,
1961
2.В.А.Мануйлов «М.Ю. Лермонтов Биография»
Просвещение , 1964
3.Молитвенная лирика М.Ю.Лермонтова
Lermontov.info
4.Библейские мотивы
в творчестве Лермонтова
Dic.academic.ru
5.Анализ лирического стихотворения
Москва: Мнемозина ,2006
6. В.А. Котельников «О христианских мотивах у русских поэтов»
Литература в школе,2004.
7. Шаблон слайда http//aida.ucoz.ru
Источники