Слайд 1Жизнь и творчество Чехова Антона Павловича (1860 –
1904 годы)
Урок подготовила учительница русского языка и литературы МОУ Стародрожжановская
СОШ №2 Республики Татарстан
Слайд 2План урока
1. Детство А.П. Чехова. Город Таганрог.
2. Учеба в гимназии
и в ремесленном училище (1868 – 1879 гг.)
3. Эпоха 80-х
годов XIX века. Учеба в университете
4. Второй период творчества (90-900-е годы XIX – XX гг.)
5. Драматургия Чехова. Последние годы жизни
«В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)
«Всю жизнь я по каплям выдавливал из себя раба» (А.П. Чехов)
Первый период творчества. Псевдоним «Антоша Чехонте»
Поездка на остров Сахалин
Кругосветное путешествие
Усадьба в Мелихове. Книга «Остров Сахалин»
Повесть «Палата № 6», рассказы: «Ионыч», «Дама с собачкой»
Слайд 3«Хорошо вспомнить о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается
бодрость, снова входит в нее ясный смысл»
М. Горький
А.П. Чехов родился
17 января 1860 года в Таганроге, Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.
Дом в котором родился А.П. Чехов
Слайд 4 Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х
Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897
Слайд 5 «Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в
своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог
благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
Слайд 6Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в
церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство,
старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Семья Чеховых в Таганроге
Слайд 7Семья Чеховых. Фото 1874. Таганрог
Слайд 8Обширен круг его чтения: Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Гончаров, Сервантес, Белинский,
Добролюбов, Писарев…
Чехов – гимназист. 1874 г.
Слайд 9На сцене таганрогского театра Чехов впервые увидел пьесы Шекспира, Островского,
Гоголя. Антоша увлекается театром, а дома разыгрывает с братьями спектакли,
пишет сценки, сказки в стихах, водевили.
Таганрогский театр времен Чехова
Слайд 10В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался
в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными
уроками. Это были годы неотступной бедности.
А.П. Чехов в год окончания гимназии
Слайд 11«Не сомневаюсь, - писал Чехов, - занятия медицинскими науками имели
серьезное влияние на мою литературную деятельность; они значительно раздвинули область
моих наблюдений, обогатили меня знаниями…»
Университетская клиника, где Чехов проходил студенческую практику
Слайд 12Чехов работал неимоверно много. В литературной поденщине надрывалось и гибло
немало дарований. Только удивительной талантливостью и целеустремленностью Чехова можно объяснить,
почему он не сломился в этих условиях.
влекли литературные интересы. Вместе с братом Николаем Антон Павлович начал
сотрудничать в юмористических журналах «Стрекоза и «Будильник».
Тексты Антона иллюстрировал Николай
А.П. Чехов с братом Николаем
Слайд 14Сатирические миниатюры А.П. Чехова – блестящие зарисовки характернейших социально-психологических явлений
80-х годов XIX века. От сатирических миниатюр писатель проходит стремительный
путь к лирической прозе. В 1886 году выходит сборник «Пестрые рассказы»
«Толстый и тонкий». Илл. Б. Калаушина
«Унтер Пришибеев». Илл. Б. Калаушина
Слайд 15 Следуя традициям
русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых
повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества
А.П. Чехов все более утверждается в том, что
«осмысленная жизнь без определенного мировоззрения – не жизнь, а тягота, ужас». Подвижники нужны как солнце, говорит А.П. Чехов, обществу нужны люди подвига, веры и ясно сознанной цели…
Слайд 17Людей, близко знавших Антона Павловича, поражал и его талант человечности,
душевной чуткости, дар общения. В московском доме Чеховых на Садово-Кудринской
всегда было оживленно и многолюдно.
Дом в Кудрине. Рис. М.П. Чехова
Слайд 18Осенью 1889 года А.П. Чехов начинает готовиться к поездке на
Сахалин, куда его ведет огромное желание рассказать правду об этом
месте «невыносимых страданий, на какие только бывает способен человек вольный и подневольный».
А.П. Чехов перед отъездом на Сахалин
Слайд 19Почти 4500 верст на лошадях, сквозь холода, весеннюю распутицу… С
дороги Антон Павлович шлет путевые заметки. Огромное впечатление производит Сибирь,
могучий Енисей: «Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега!»
Карта поездок А.П. Чехова
Слайд 20Итогом поездки стала книга «Остров Сахалин», полная раздумий писателя о
социальном устройстве общества, которое порождает несправедливость и насилие.
Заковка в кандалы
арестантов на Сахалине, 80-е годы
Слайд 21Тяжелый груз сахалинских переживаний явился основой, пожалуй, самого трагического чеховского
произведения – повести «Палата № 6». «Когда я дочитал вчера
вечером этот рассказ, мне стало прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6» - так передал свое впечатление от повести В.И. Ленин
«Палата № 6». Илл. А. Ванециана
Слайд 2290-е годы были временем расцвета творчества писателя. Один за другим
появляются замечательные рассказы «Ионыч», «Крыжовник», «Человек в футляре», «О любви».
Чехов показал, как много заложено в людях прекрасного и доброго и как незаметно и необратимо все это может утонуть в тине мелочей жизни.
«Ионыч». Илл. Т. Шишмаревой
«Человек в футляре». Илл. Кукрыниксов
Слайд 23В 1892 году Чехов покупает небольшую усадьбу в селе Мелихово.
«Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни», - объяснял Антон
Павлович свое решение уехать в деревню. В Мелихове А.П. Чехов – бескорыстный и самоотверженный доктор, общественный деятель, радетель о нуждах людей
Школа, построенная Чеховым в Мелихове. 1898 г.
Слайд 24В Мелихове Чехов создает «Чайку». Это был опыт новой психологической
драмы. Премьера пьесы состоялась в Петербурге 17 октября 1896 года.
Спектакль провалился.
На мелиховском материале Чехов пишет повесть «Мужики», где рисует страшную картину безысходной нужды, бедственного положения народа, жестокую правду крушения всех иллюзий, связанных с реформой 1861 года
Илл. Т. Шишмаревой
Илл. И. Ивашинцевой
Слайд 25Илл. Кукрыниксов.
В 1899 году в печати появился новый рассказ Чехова
– «Дама с собачкой». Под впечатлением от прочитанного Горький писал
Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказами – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни…»
Слайд 27Огромное значение для Чехова – драматурга (да и для всего
русского театра) имело его знакомство с деятелями Московского Художественного театра
Слайд 28«…9 сентября 1898 года – знаменательный и на всю жизнь
не забытый день.
…Трудно говорить словами о том большом волнении, которое
охватило меня и всех нас при первой встрече с любимым писателем, имя которого мы привыкли произносить с благоговением», - вспоминала О.Л. Книппер-Чехова
А.П. Чехов и О.Л. Книппер
Слайд 29Ведущая особенность драматургии Чехова – «внутреннее действие», та напряженная духовная
жизнь героев, когда к ним приходит прозрение правды собственной жизни.
Чехов показывает подлинную причину трагедии – ненормальное социальное устройство общества и поднимает вопрос о личной ответственности за свою судьбу.
Афиши чеховских пьес в МХТ
Слайд 30«Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а
ты – единственный современный писатель, который представляет большой интерес для
театра с образцовым репертуаром», - писал А.П. Чехову В.И. Немирович-Данченко.
Сцена из спектакля МХТ «Чайка»
Слайд 31Вести о громадном успехе своих пьес А.П. Чехов получал в
Ялте, куда ему пришлось переселиться из-за резкого ухудшения здоровья
Дом Чехова
в Ялте
Слайд 32В это время в Крыму, недалеко от Ялты, жил Л.Н.
Толстой. Чехов часто навещал его. Взаимное уважение связывало двух столпов
русской литературы. «Чехов – это Пушкин в прозе, - говорил Лев Николаевич. – Вот как в стихах Пушкина каждый может найти отклик на свое личное переживание, такой же отклик каждый может найти в повестях Чехова».
Слайд 33Частым гостем Антона Павловича был М. Горький, считавший знакомство с
Чеховым «самым ценным подарком судьбы».
Слайд 34Весной 1897 года у А.П. Чехова началось резкое обострение туберкулезного
процесса, давно подтачивавшего его здоровье. В больнице Чехова посетил Л.Н.
Толстой: «В клинике был у меня Лев Николаевич, с которым вели мы преинтересный разговор… Говорили о бессмертии».
А.П. Чехов по возвращении из клиники
Состоявшееся чествование было для Чехова неожиданностью. Зачитывались адреса,
телеграммы с чувством искренней любви к писателю.
А.П. Чехов был тяжело болен. Чествование вышло торжественным и печальным
Слайд 36Россия, весь прогрессивный мир помнят, читают, любят Чехова
Слайд 37Тест по теме: «Творчество А.П. Чехова»
А.П. Чехов родился:
1. в Москве
2.
в Петербурге
3. в Таганроге
Антон Чехов учился в гимназии, где была
1.
прекрасная обстановка, располагающая к творческой жизни
2. бессмысленная зубрежка, жестокая дисциплина
3. нормальная обстановка
В семье Чеховых
1. было двое детей
2. было много детей
3. Антон был единственным ребенком
Слайд 38Отец Чехова был
1. очень богатым человеком
2. крупным коммерсантом
3. мелким торговцем
Когда
Павел Егорович разорился, семья уезжает
1. в Петербург
2. в Москву
3. в
Киев
Антон Чехов
1. едет с семьей
2. остается в Таганроге
3. отправляется учиться заграницу
Слайд 39
Антон Чехов
1. прекрасно обеспечен материально
2. работает, чтобы прокормить себя и
закончить гимназию
3. бросает гимназию, чтобы работать
Осенью 1879 года Антон Чехов
едет в Москву и поступает
1. в Медицинский институт
2. в Литературный институт
3. в Московский университет на медицинский факультет
Антон Павлович Чехов начинает писать короткие юмористические рассказы
1. когда заканчивает учебу в высшем учебном заведении
2. во время учебы
3. после окончания гимназии
Слайд 40Антон Павлович подписывается
1. своим именем
2. именем своего брата
3. псевдонимом
Рассказы Чехова
1.
очень серьезные и грустные
2. юмористические
3. романтические
Чехов написал следующие рассказы
1. «Смерть
чиновника»
2. «Кавказский пленник»
3. «Капитанская дочка»
4. «Хамелеон»
5. «Толстый и тонкий»
Слайд 41К началу 90-х годов
1. Чехов был совсем неизвестен как писатель
2.
Чехов работал только врачом
3. Чехов был известен всей читающей России
Чехов
в это время
1. был очень богат и здоров
2. был беден и болен
3. был вполне обеспечен материально
Весной 1890-го года Чехов решил поехать
1. за границу
2. на Сахалин
3. в Петербург
Слайд 42Поездка была
1. развлекательной
2. очень легкой и беззаботной
3. очень тяжелой
Во время
поездки Чехов
1. много работал
2. лечился в санатории
3. отдыхал и развлекался